МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт дополнительного профессионального образования
ИЗДАТЕЛЬСТВО ТЮМЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА, 2002
«Плавание». Учебная программа. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2002. - 42 с.
Учебная программа разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности – 022300 – физическая культура и спорт.
В содержание программы включены следующие разделы: технологии физкультурно-спортивной деятельности; специализации; факультатив; дополнительные виды подготовки.
В программе смоделированы основные элементы современного дидактического процесса, цели обучения заданы диагностично в виде перечня конкретных требований к овладению профессионально-прикладными знаниями, умениями и навыками.
Автор-составитель: доцент кафедры спортивных дисциплин,
Ответственный за выпуск: д.ю.н., профессор, С.Ю. Марочкин
© ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2002
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебная программа - средство реализации в учебном процессе планируемого содержания, конкретизация соответствующего образовательного стандарта, дидактическая модель процесса обучения.
Программа учебного курса «Плавание» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности – 022300 – физическая культура и спорт, квалификация – специалист по физической культуре и спорту (срок обучения 3 года)
Ее основу составляют научно-теоретические, методические и организационные основы плавания.
Как учебный предмет «Плавание» выполняет следующие функции:
1. Образовательную – предусматривает овладение студентами профессионально важными знаниями, умениями, навыками;
2. Развивающую – стимулирует творческие способности и мышление студентов, их учебно-познавательную активность;
3. Воспитывающую – формирует активную гражданскую позицию, положительную устойчивую мотивацию и интерес к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту.
Центральным, системообразующим компонентом учебной дисциплины является ее цель.
Цель курса «Плавание» - сформировать у студентов психологические, научно-теоретические и организационно-методические основы (компоненты) готовности к предстоящей профессиональной деятельности.
Преподавание учебной дисциплины «Плавание» на факультете физической культуры ТГУ осуществляется в 1, 3, 4, 6, 8, 9 семестрах путем рационального сочетания различных форм учебной деятельности студентов – лекционных и практических занятий; самостоятельной внеаудиторной работы.
На лекционных занятиях закладываются основы научных знаний в области теории и методики плавания, формируется ориентировочная основа для других форм занятий и видов учебно-познавательной деятельности. В них излагаются принципиальные, проблемные, наиболее сложные разделы курса, новейшая информация, не нашедшая отражения в учебниках и учебных пособиях.
Практические занятия должны иметь учебно-тренировочную и методическую направленность. В соответствии с этим практические занятия делятся на учебно-тренировочные и обзорно-методические.
В содержание практических занятий входит материал по усвоению специальных знаний, овладению умениями, навыками и технологиями профессиональной деятельности специалиста по физической культуре и спорту применительно к предметной специфике плавания по освоению методов научно-методической работы, использованию научных данных в практической деятельности.
Общая структура обучения двигательному действию и формирования методических умений включает:
1. Мотивацию студентов на решение учебно-воспитательных задач занятия (сообщение целей, задач, значение данной темы в формировании профессионально-педагогических умений);
2. Создание ориентировочной основы двигательного действия и деятельности в целом (показ, объяснение, опробование);
3. Практическое изучение;
4. Выполнение заданий направленных на формирование и совершенствование профессионально-педагогических умений.
На обзорно-методических занятиях подводятся итоги изучения наиболее важных разделов курса, закрепляются и совершенствуются профессионально-педагогические умения и навыки студентов.
Самостоятельная работа студентов - это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа способствует формированию навыков самостоятельной учебной, научной, профессиональной деятельности, повышению учебно-познавательной активности и т.д.
В содержание самостоятельных занятий входит изучение, анализ и обобщение литературных и документальных источников, составление планово-отчетной документации и т.д.
Структура учебной дисциплины «Плавание» включает следующие взаимосвязанные разделы:
1. Плавание как научная и учебная дисциплина (теоретические и естественно-научные основы плавания).
2. Общие основы обучения двигательным действиям в плавании.
3. Спортивное плавание: техника и методика обучения.
4. Прикладное плавание: техника и методика обучения.
5. Игры и развлечения на воде.
6. Плавание в различных звеньях системы физического воспитания
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.