Глава 3. Налоговое бремя (7 часов)
3.1 Проблема распределения налогового бремени
Налоговые обязательства задаются законодательством, определяя те выплаты в пользу государства, которые должны сделать физические и юридические лица в течение определенного периода (например, финансового года). В рамках стандартной гипотезы о рациональном экономически ориентированном поведении участников рынка естественно предположить, что введение некоторого налога (или какое-либо изменение того или иного налога) вызовет реакцию со стороны экономических агентов, направленную на достижение экономического оптимума в новых условиях. В результате, рассматриваемые налоговые изменения приведут к соответствующим изменениям в поведении агентов, которое обычно направлено на уменьшение итогового налогового бремени того или иного экономического агента. Так, например, при введении налога на продажи конкретного товара (акциз) продавцы постараются в максимальной степени переложить налоговое бремя на покупателей, включая основную часть налога в состав цены и, тем самым, повышая розничную цену.
Таким образом, экономический агент (семья или фирма), который по соответствующему закону должен платить конкретный налог, может снять с себя часть бремени налога, сдвигая его на другие семьи или фирмы, используя механизм изменения цен. Налогообложение влияет на относительные цены и, следовательно, включает экономические механизмы, меняющие размещение ресурсов и цены. Так, корпорация может платить налог на свой доход и тем самым нести “бремя по закону”, однако она может снять с себя часть этого бремени, если имеет возможность повысить цены на свою продукцию. Тогда говорят, что она сдвинула часть налога на потребителей так, что окончательно бремя несут как потребители, так и эта фирма. В то же время фирма может сдвинуть часть налога назад на фактор “рабочей силы” или другие факторы производства, снижая соответствующие закупочные цены.
Анализ проблем налогового бремени предполагает использование некоторых теоретических терминов, на которых мы сейчас остановимся. Сфера действия налога включает в себя всех тех индивидов, которые в результате введения данного налога испытывают снижение уровня функции полезности (описывающей благосостояние индивида). Таким образом, в сферу действия налога попадают те, кто фактически несет бремя, связанное с этим налогом. Потеря полезности может быть связана с необходимостью покупать товары и услуги по более высоким ценам, либо она связана с отказом от покупки, вызванным сокращением покупательной способности индивида.
При рассмотрении сферы действия налога мы учитываем лишь его отрицательные последствия для индивида. В то же время налоговый доход государства в совокупности обеспечивает функционирование общественного сектора, которое способствует повышению уровня полезности индивидов. Дальнейший анализ предполагает сопоставление этих положительных эффектов с указанными выше отрицательными эффектами конкретного налога.
Таким образом, в экономике возникают процессы перемещения налога, которые приводят к расхождениям между сферой налоговых обязательств по конкретному налогу и сферой его действия. Говорят о перемещении бремени вперед, если продавец может переложить некоторую часть своих налоговых выплат на покупателей своего товара, включив соответствующую надбавку в обновленную цену товара. Аналогичным образом, если налогоплательщик (физическое или юридическое лицо) под действием налога сокращает сумму своих затрат, то он, в определенной степени, перемещает бремя назад на продавцов тех товаров, затраты на которые сокращаются.
Однако здесь возникает важный вопрос о возможной степени подобного перемещения. Например, какую долю налога продавец может без ущерба для себя (в связи с падением спроса) включить в состав цены? Ответ зависит от гибкости экономического поведения участников данного рынка, которая, в данном случае, характеризуется готовностью замещать объекты налогообложения. Анализ подобных вопросов позволяет определить реальную сферу действия того или иного налога (или налогового изменения) и сравнить ее с соответствующими формальными налоговыми обязательствами экономических агентов.
Для этого необходимо рассмотреть различные механизмы сдвига бремени между различными семьями в экономике. Типичная семья “владеет” определенным количеством факторов производства, которые она продает по текущим ценам факторов. Она использует полученный доход для покупки товаров по текущим товарным ценам. Любое воздействие налога в сторону снижения цен факторов или в сторону повышения товарных цен ухудшит ее благосостояние. На практике одни товарные цены могут расти, а другие падать, так что итоговый результат зависит от относительной значимости различных товаров потребительской корзины. Значимость может измеряться, например, их долями в расходах. Заданное налоговое изменение, на товар или на фактор, может индуцировать изменения как в товарных, так и в факторных ценах через взаимодействия в системе цен. Тем самым возникает необходимость анализа взаимосвязи различных
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.