Неоготика. Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культур

Страницы работы

Фрагмент текста работы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культуре

2. Архитектурные памятники в стиле неоготики в России

3. Неоготика в дизайне

4. Неоготика как мебельный стиль

Заключение

Литература


Введение

НЕОГОТИКА (от нео ... и готика), в архитектуре 19 в. этап ложной готики[1]: научное археологическое изучение готических памятников (Э. Виолле-ле-Дюк[2] во Франции, Т. Рикмен в Великобритании) и стремление применить их каркасную систему к современным нуждам.

В основном это направление представлено в архитектуре Европы и США 2-й половины XVIII-XIX вв., использовавшее архитектурные формы, декор, а в ряде случаев и конструктивные решения готики.

Зарождение неоготики (в зодчестве и парковом искусстве Великобритании) было связано с предромантическими веяниями, тягой к естественной живописности, поэтизацией средневековья ; к ранним постройкам неоготики относятся искусственные руины, часовни, беседки в английских садах и парках XVIII в., постройки В. И. Баженова[3] и Ю. М. Фельтена[4] в России.

Разбуженный романтизмом интерес к национальному прошлому, археологические исследования и точные архитектурные обмеры памятников средневекового зодчества способствовали превращению неоготики в одно из основных течений архитектуры XIX в. (творчество О. Пьюджина, Дж. Г. Скотта и др. в Великобритании, Э. Э. Виоле-ле-Дюка во Франции, К. Ф. Шинкеля[5] в Германии); неоготическое движение стимулировало во 2-й половине деятельность У. Морриса[6] и прерафаэлитов.

1. Этические и эстетические аспекты неоготики в русской художественной культуре

Для русской художественной культуры явление стиля «готики» необычно и многозначно. Готики в том смысле, который она имела для западноевропейской средневековой культуры, в русские Средние века не существовало, — она характерна для западной цивилизации. Возникнув в XII веке, западноевропейский готический стиль просуществовал в некоторых европейских странах вплоть до Нового времени. В России могли появиться лишь элементы готического искусства, частично заимствованные из стилистики экстерьера западноевропейского средневекового собора.

Такие элементы, привнесенные на русскую почву, соединившиеся с русскими чертами архитектуры, обусловили эстетические особенности «русской готики».

В основе диалога культур лежит взаимодействие и взаимопроникновение различных пространств и времен, эстетических и этических норм, присущих данным культурам. Если в начале XVIII века русская культура и искусство только знакомились с культурным процессом, происходящим в Западной Европе в это время, то в конце века в эпоху сентиментализма, а затем и романтизма русские мастера, создавая свои произведения, пытались погрузиться в иное культурное пространстсво, непосредственно обращаясь к готическому средневековому наследию Западной Европы с его этическими и эстетическими особенностями сакрального искусства, что нашло выражение, прежде всего, в строительстве в России «готических церквей» (например, церковь Рождества Иоанна Предтечи (1776—1777) и Чесменская церковь (1777—1780) в Петербурге архитектора Ю. Фельтена). Этот процесс обращения к эстетическим и этическим аспектам художественной культуры западноевропейского

Средневековья происходил в русле романтического ретроспективизма и выразился прежде всего в искусстве архитектуры не только культовой, но и усадебной. Сентиментализм и романтизм в России были причиной возникновения в конце XVIII в. в архитектуре первого оппозиционного течения господствующему в искусстве классицизму — стиля ПСЕВДОГОТИКИ как первого периода НЕОГОТИКИ, которая стала в России первым неостилем и явилась предзнаменованием эклектики в архитектуре XIX века. Обращение к средневековой западноевропейской готике в русской архитектуре во многом было обусловлено ее этическими и эстетическими особенностями. Стиль позднего Средневековья прекрасно охарактеризовал Н.В. Гоголь в своей статье «Об архитектуре нынешнего времени»: «…Готическая архитектура… есть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человека… величие и вместе красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость — это такие достоинства, которые никогда кроме этого времени не вмещала в себя архитектура».

«Русская готика» в конце XVIII века выступала преимущественно романтической декорацией со стилистическими чертами западноевропейского средневекового стиля, воздвигаемая в живописных местах загородных усадеб и парков для отдыха царственных особ, что было связано с распространившейся в дворянском сословии театрализацией жизни и быта.

Второй этап — неоготика XIX столетия — обусловлен появлением в России историзма и опирается на историческую и научную основу. Данный период неостиля характеризуется тем, что зодчие пытаются более достоверно передать формы средневековой готики, и тенденции готического стиля начинают распространяться шире: в архитектуре появляются определенные ощущения готического пространства, что находит выражение в оформлении интерьера и заполнении его различными готическими элементами, например, прорезными ширмами, спинками стульев, резными стенами (например, «Коттедж» (1826—1827) архитектора Адама Менеласа и Капелла святого Александра Невского (1829—1834), построенная Фридрихом Шинкелем, в Петергофе). Здесь уже можно говорить о предпринятой попытке «погрузиться» в готическую старину, прочувствовать атмосферу ее «небесной красоты и чистоты», «поиграть» временем и пространством. Само явление неостилей, характерное для XIX века, связано не только с расширением культурного пространства, это — сопряжение различных времен и пространств.

Третий этап готических тенденций — романтический предмодерн и модерн, совместившие достижения научной мысли и техники конца XIX — начала XX вв. с формами западноевропейской средневековой готики. Конструктивную систему готической архитектуры Средних веков можно

Похожие материалы

Информация о работе