Государственный аппарат дореволюционной России

Страницы работы

3 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Комиссия составления законов занималась кодификацией, а Комиссия прошения наследовала функции существовавшей при Сенате конторы Генерал-рекетмейстера (в 1835 г комиссия обособилась как самостоятельное учреждение). Делопроизводство велось в Государственной канцелярии, которая возглавлялась государственным секретарем; первым этот пост занимал М. М. Сперанский.

«Никакой закон не может быть представлен на утверждение императора помимо Государственного совета», - гласила статья «Учреждения» Государственного совета. Одобренный Государственным советом текст законопроекта передавался на утверждение царя. Начальную формулировку его, «вняв мнению Государственного совета», отдельные дореволюционные историки права (А.Д. Градовский, В.И. Сергеевич, Л.Ф. Владимирский-Буданов и др.) истолковывали как ограничение законодательных прерогатив самодержавного монарха.

В действительности Государственный совет не был единственным законосовещательным учреждением России. Довольно часто после рассмотрения в Комитете министров, Собственной его императорского величества канцелярии, Синоде, отдельных высших комитетах, Военном и Адмиралтейском советах законопроекты поступали на утверждение царя, минуя общее собрание Государственного совета. Кроме того, с 30-х годов XIX в. установилась практика еженедельных докладов царю управляющими отдельными ведомствами. Эти «всеподданнейшие» доклады иногда без обсуждения в Государственном совете утверждались царем, становясь законами.

После обсуждения отдельных законопроектов в общем собрании император нередко соглашался с мнением меньшинства. Иногда (особенно при Николае 1) законопроект направлялся Государственный совет с царской резолюцией о желательности того или иного решения.

Государственный совет являлся органом, подвергавшим каждый поступавший в него законопроект шлифовке с целью достижения наиболее полного выражения воли господствующего класса.

Из высших государственных учреждений сохранились Государственный совет, Собственная его императорского величества канцелярия, Комитет министров, Сенат, Синод, ряд комитетов и канцелярий. В 1861 году был создан Совет министров.

Государственный совет сохранял значение высшего законосовещательного учреждения и старое организационное устройство. Особенно велика была его роль в подготовке и проведении буржуазных реформ 60-70-х годов. В условиях «кризиса верхов» правительство нуждалось в коллективном мнении представителей высшей бюрократии. Вместе со специально созданными комитетами и комиссиями активное участие в разработке всех законопроектов принимала Государственная канцелярия. Законопроекты поступали на обсуждение в департаменты, а затем в общее собрание Государственного совета.

Департамент военных дел числился только в законах, фактически его место заменил Военный Совет. Иногда для рассмотрения законопроектов определенной категории в составе Государственного совета создавались специальные органы (например, Особое присутствие о воинской повинности 1874-1881 гг.).

Для устранения разрыва между обсуждением законопроектов, их редактированием и составлением сборников законов в Государственном совете была сосредоточена кодификация законов: в 1882-1894 гг. в Кодификационном отделе, а с 1894 года в отделении свода законов Государственной канцелярии1 (Третье издание «Полного собрания законов» (1881-1913), а также издания «Свода законов», начиная с 16-томного издания 1892 г. были предприняты аппаратом Государственного совета.). В 1894 году при Государственном совете было создано «Особое присутствие для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Таким образом, даже высшее судилище России находилось под надзором высшей бюрократии.

Созданный в 1900 году Департамент промышленности, наук, торговли был тесно связан с «заботами» самодержавного государства о «нуждах» русской буржуазии; он способствовал быстрому рассмотрению и проведению через общее собрание Государственного совета законопроектов о капиталистической деятельности банков, акционерных обществ, компаний и пр.

В годы политической реакции 80-х годов значение Государственного совета несколько падает за счет усиления роли Комитета министров. Александр III предпочитал обсуждать законопроекты в более узком кругу доверенных высших чиновников – в Комитете министров. В верхах бюрократии не раз выдвигались проекты расширения состава Государственного совета за счет выборных членов – от дворян, земств, городов (наиболее значительны проекты М.Т. Лорис-Меликова и кн. П.Д. Святополк-Мирского). Все эти проекты не были реализованы.

Государственный совет оставался важным звеном в системе государственного аппарата России. Роль этого учреждения подчеркивалась тем, что во главе его стояли великие князья Константин Николаевич (1865-1881) и Михаил Николаевич (1881-1905).

К Государственному совету по составу, делопроизводству и характеру деятельности были близки так называемые высшие комитеты. 19 февраля 1861 года Главный комитет об устройстве сельского

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
35 Kb
Скачали:
0