Начало ХХ века. Развитие революции весной и летом 1905 года

Страницы работы

20 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Начало ХХ  века.  Российская империя представляла собой абсолютную монархию,  в  которой  вся  полнота  власти   принадлежала  императору Николаю II.

Личность.  Старший   сын  Александра III   и   императрицы   Марии Федоровны, великий  князь Николай Александрович родился в Царском Селе 6 мая 1868 года.  Он получил прекрасное образование,  как  и  подобало наследнику царского  престола.  Преподавателями Николая были известные профессора Н.Х.Бунге,  Е.Е.Замысловский,   Н.Н.Бекетов,   Н.Н.Обручев, Ц.А.Кюи, М.Н.Драгомиров. Николай II блестяще владел французским и английским языками,  мог говорить на датском и немецком.(С.Ю.Витте  говорил,  что  "редко   встречал   так   хорошо   воспитанного   человека, как Николай II".) 26 ноября 1894 года, спустя месяц после смерти Александра III, состоялась скромная по причине траура церемония бракосочетания императора  Николая  Александровича  с  принцессой  Алисой  Гессен-Дармштадтской, принявшей  православие 21 октября 1894 года и получившей имя Александра Федоровна.  3 ноября 1895 года  у  них  родилась дочь Ольга,  через  два года семья пополнилась еще одной дочерью Татьяной, в 1899 и 1901 годах родились Мария и Анастасия. 30 июля 1904 года у  царской четы родился сын - наследник русского престола,  великий князь цесаревич Алексей. Мальчик унаследовал от матери неизлечимую болезнь - гемофилию,  обусловленную хромосомной патологией. Генная мутация произошла у прабабушки Алексея - английской королевы Виктории. Болезнь унесла из жизни дядю,  брата и двух племянников Александры Федоровны. Болезнь Алексея определила образ жизни царской семьи - ее замкнутость, религиозный мистицизм, тревожное ожидание беды.

По свидетельству приближенного к царю А.А.Мослова, Николай  II  по природе своей был  застенчив,  не  любил  спорить,  отчасти вследствие болезненно развитого самолюбия;  был приучен к  сдержанности,  которая зачастую производила впечатление бесчувственности; обладал удивительно ровным характером, при этом был достаточно недоверчив. Император горячо любил своих детей и жену, был отличным семьянином. Однако всех этих качеств было недостаточно,  чтобы ко всему прочему быть еще  настоящим самодержцем. Время,  в  котором Николаю II было предупреждено царствовать, требовало  не  просто компромиссов, но принятия сложных решений,  понесших  бы за   собой  коренные  изменения  не только в социальной и духовной сферах жизни России,  но и в политической.  Вера в Бога  и  в свой долг царского служения были основой всех взглядов императора.

Он считал, что ответственность за судьбы России лежит на нем. Отсюда и отношение к ограничению его самодержавной власти: поделиться властью для него значило -  переложить ответственность с себя на кого-то другого.

По прежнему в России сохранялось общинное землевладение.  Крестьяне не имели право отказаться от полученной земли.  В общине существовала круговая порука, происходили переделы земли на основе уравнительного землепользования.  Кроме того,  община диктовала сроки сельхозработ. Сохранялась система отработков. Все это безусловно сказывалось на положении крестьянства,  страдавшего  от безземелья, налогов, выкупных платежей.

С начала  ХХ века борьба крестьянства за землю значительно усилилась. Крестьянские выступления все чаще перерастали в восстания.  Так, например, весной  1902  года  вспыхнули крестьянские восстания в Харьковской и Полтавской губерниях. Мощное крестьянское движение развернулось на Кавказе.  Борьбу крестьян Гурии во многих случаях поддерживали рабочие. Росло влияние революционных политических партий.

Феодальные пережитки  в деревне тормозили развитие товарно-денежных отношений в стране, негативно отражались на  развитии  внутреннего рынка. 3/4 населения занималось сельским хозяйством,  в то время как в развитых странах Европы - менее половины. Это обстоятельство влияло на складывание рынка рабочей силы,  деформировало процессы индустриализации. Немалое число сезонных,  временных и других категорий рабочих  не могли продать землю.  Это сказывалось на уровне их квалификации, что в свою очередь

Похожие материалы

Информация о работе

Предмет:
История
Тип:
Конспекты лекций
Размер файла:
61 Kb
Скачали:
0