Почему греки
В пятом веке
Ходили пятками назад?
Школьно-гимназическая хохма
1. Открытие цивилизации
Цивилизация, созданная на юге Балканского полуострова во II – I тысячелетии до н.э. народом, именовавшим себя эллинами и известным ныне как древние греки, поражает огромным потенциалом, реализующимся и поныне, через более чем 4 тысячи лет. Наследие Эллады облагородило гордых римлян, прорвалось сквозь темные века средневековья и вспыхнуло пламенем Ренессанса, тысячелетиями питает научную мысль человечества в самых различных ее областях.
Крайне сложно говорить о моменте открытия этой цивилизации, т.к. ее достижениями в той или иной степени пользовались на протяжении всей последующей европейской истории. Древнегреческий язык наряду с латинским оставался вплоть до первой половины 20 века предметом классического образования, произведения Аристотеля и Платона штудировали поколения европейских (и не только) философов, геометрия Евклида до сих пор является базовой отраслью математики. И тем не менее, в истории существует ряд моментов, повлиявших на восприятие древнегреческой цивилизации как целостного феномена.
В «темные века» европейской истории наследие Древней Греции было востребовано достаточно фрагментарно. Достижения философской мысли (в основном Аристотеля) были во многом опрощены и включены в схоластические учения Альберта Великого и Фомы Аквинского. Жизнеописания великих греков, в первую очередь Александра Македонского, были широко известны среди книжников. Не были забыты и достижения точных наук, имевшие прикладной характер (астрономия, геометрия). Но все это оставалось достоянием сравнительно узкого круга лиц образованных.
Настоящий взлет интереса к античному миру, и Древней Греции в частности, начался в XV – XVI вв., в период Ренессанса. Произведения античных авторов служат примером для подражания великим мастерам Возрождения во всех областях науки и культуры. В большей степени это относится к достижениям скульптуры, живописи, механики. Интерес к греческим философам приходит позднее, в XVII – XVIII вв., в связи с деятельностью просветителей и общим ослаблением позиций церкви.
Вплоть до XIX в. знакомство в древнегреческой культурой происходило по римским копиям. Объясняется этот факт просто – территория Греции находилась в составе Османской империи, доступ в которую для европейцев был весьма затруднен. Однако уже в начале XIX века английский посланник в Турции лорд Эльджин тайно вывез в Европу основную часть скульптур афинского Парфенона, продав их в 1816 году Британскому музею. Можно по-разному относится к нечистоплотным способам ведения дел английским лордом, но это был по сути первый факт знакомства европейцев с греческими подлинниками в столь значительных обьемах.
В течении XIX века политический климат в Турции значительно смягчился, открыв доступ европейским ученым непосредственно к греческим древностям. Раскопки Г.Шлимана в 1880 – 1890-х гг. в Малой Азии и на Пелопоннесе произвели настоящую сенсацию и открыли новую страницу в изучении древней греческой истории.
2. Источники.
Как следует из вышесказанного, значительная масса источников по истории древнегреческой цивилизации дошла до нас в виде позднейших, древнеримских и средневековых, копий. Они подразделяются на источники письменного, устного происхождения и источники, включающие в себя предметы материальной культуры.
Объемы письменных источников весьма значительны, что объясняется не прекращавшимся к ним интересом на протяжении всей европейской истории. Они включают в себя как труды по истории, философии, логике, географии, математике, медицине, в меньшей степени – механике, так и произведения литературного плана – прозу, поэзию, драматургию, риторику. Как уже говорилось, все они известны нам в позднейших списках, зачастую неполных. Более того, зачастую произведения или учения древнегреческих авторов дошли до нас в пересказах учеников или современников. Яркий пример тому – Сократ, о существовании которого (не говоря
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.