Особенности приватизации в Англии
ПЛАН
Введение
1. Некоторые итоги
приватизации железных дорог Великобритании
1.1. Критические
замечания
1.2. Программа
компании Virgin Trains
1.3. GB Railways
1.4. Итоги
приватизации железных дорог
1.5. Британские
железные дороги сегодня
2. Приватизация государственной
службы здравоохранения
3.
Приватизация в других отраслях экономики
Заключение
Литература
Введение
Под приватизацией
государственного и муниципального имущества понимается возмездное отчуждение
находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской
Федерации или муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в
собственность физических и юридических лиц (в частную собственность).
Еще
в 70-80-е годы в области приватизации в западных странах был накоплен немалый
опыт. Классический пример осторожной и разумной приватизации — Великобритания.
С 1979 года в Англии было приватизировано 2/3 имевшегося в стране госсектора.
Число владельцев акций возросло с 7 до 25% общей численности самодеятельного
населения. Преобразования затронули 46 видов бизнеса и, собственно, все
отрасли, образующие базу национальной экономики. Однако на приватизацию одного
крупного предприятия в Великобритании ушло в среднем до 6 лет. Английские экономисты
рассматривали приватизацию как целый пакет реформ, в котором смена
собственности являлась лишь завершающим этапом преобразований.
За
прошедшие 10 лет в Великобритании произошли значительные перемены в плане
изменения прав собственности и методов управления инфраструктурой. Проведена
приватизация, сначала в коммунальном хозяйстве, а затем на транспорте.
Приватизация началась в первую очередь в отношении таких компаний, как British
Airways, затем охватила телекоммуникации, энергетику, водный транспорт и железные
дороги.
Как
и во многих других европейских странах, правительство Великобритании испытывало
трудности в финансировании проектов развития инфраструктуры. В энергетике это
привело к финансированию частным сектором строительства электростанций нового
поколения и их эксплуатации с последующей выработкой энергетических ресурсов
для общегосударственной сети.
В
водном хозяйстве Великобритании за последние 6 лет осуществлены крупные
капитальные вложения в соответствующую инфраструктуру, которые можно рассматривать
прежде всего как результат применения норм европейского законодательства и
возмещение недостатка капитальных вложений в предшествующее десятилетие. В
Англии и Уэльсе водный транспорт был приватизирован, в Шотландии и Северной
Ирландии остался в государственной собственности. В Англии и Уэльсе за этот
период выполнены значительные инвестиции, разработаны разные схемы
финансирования проектов. До приватизации британское законодательство затрудняло
разработку новых подходов и методов финансирования проектов в области
инфраструктуры в соответствии с требованиями отраслей и европейскими.
В
Шотландии, где на водном транспорте недавно проведена реорганизация, но не
прошла приватизация, крупных инвестиционных проектов не было. Только недавно
приняты шаги по расходованию средств в соответствии с европейским
законодательством. В силу нахождения в государственном секторе здесь требуются
совершенно иные подходы в рамках правительственной программы Private Finance
Initiative в отличие от принятых для приватизированных отраслей,
предусматривающих создание фондов за счет выпуска акций и кредитов и
допускающих разные схемы контрактов и закупок. Очевидно, что необходимые
инвестиции здесь невозможны, поскольку в компаниях государственного сектора
таких фондов нет, а другие методы финансирования и закупок недоступны.
После
приватизации железных дорог Великобритании и образования администрации
Railtrack с дочерними предприятиями имеют место значительные капитальные
вложения. В какой-то степени это тоже является результатом недостаточного
финансирования в предшествующий период. Анализ истории инвестиций в развитие
инфраструктуры железных дорог Великобритании позволяет судить, что имеющие
место в настоящее время инвестиции не были бы возможны без приватизации и
средств от продажи акций и кредитов частного сектора.
До
приватизации в Великобритании такие проекты, как продолжение линии
метрополитена Jubilee, скоростная линия к аэропорту Хитроу и недавний
постприватизационный проект ? линия через пролив под Ла-Маншем, продемонстрировали
возможности сочетания финансирования со стороны государственного и частного
секторов для осуществления особо крупных проектов. В случае линии Jubilee была
принята схема участия в финансировании ее строительства компании, занимающейся
жилой и коммерческой застройкой в обслуживаемом линией районе. Такая схема,
однако, пригодна для конкретного случая, когда застройщик заинтересован в
реализации транспортного проекта не столько для решения именно транспортных
проблем, сколько как в средстве повышения ценности строящейся здесь
недвижимости, что нехарактерно для большинства проектов в области
железнодорожного и автомобильного транспорта.
Администрация
Railtrack в настоящее время приобретает услуги по ремонту, техническому
обслуживанию и строительные у сторонних компаний. До приватизации эти работы
выполнялись преимущественно собственными