Контрольная работа
Основные направления развития экономической мысли от Аристотеля до наших дней.
Для каждой исторической эпохи характерно определенное состояние общественной мысли, определенное мировоззрение, что непосредственно влияет на формирование экономических идей. Экономическая мысль зародилась уже в глубокой древности. Сначала это были разрозненные представления об отношениях, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Зачатки этих знаний мы находим уже у первобытных людей. Они, естественно, ещё не являлись самостоятельной ветвью общественной мысли, а представляли собой лишь частицу того сознания, основой которого были религиозные верования, мифы, легенды и т.п. То есть в древности экономические воззрения людей были неразрывно связаны с религией. Постепенно здесь стали прослеживаться попытки описать хозяйственный опыт, дать практические советы по организации труда, проанализировать и обобщить хозяйственные явления. Это и явилось предтечей формирования экономической науки, дало толчок развитию экономической мысли.
В эпоху рабовладения наиболее развитая экономическая мысль была характерна для античного мира - для Древней Греции и Древнего Рима, где появляется разделение труда, растет торговля, товарно-денежные отношения, широко применяется труд рабов и происходит имущественное расслоение свободных граждан. Уже в это время экономическая мысль пытается осознать общие процессы экономического развития. Это проявилось в трудах Ксенофонта, Аристотеля, Платона, Цицерона, Сенеки и др.
Переход от рабовладения к феодализму привел в известной степени к регрессу экономической мысли. Происходит рост натурального хозяйства и ослабление связей между автономными производственными единицами. Товарно-денежные отношения оценивались, прежде всего, с позиций церковной канонической доктрины, которая в свою очередь основывалась во многом на взглядах Аристотеля. Это экономическое учение Фомы Аквинского, а в арабском мире – Ибн Хальдуна.
Разложение феодализма и зарождение капиталистических отношений подвинули экономическую мысль на новый уровень. Углубляются процессы разделения труда, происходит прогресс производительных сил, натуральное хозяйство подрывается, растет международная торговля, формируются внутренние рынки.
Рост торговли в период первоначального накопления капитала и рост международных экономических связей обусловили появление новых направлений экономической мысли и их представителей – меркантилистов, физиократов и представителей классической буржуазной политической экономии.
В эпоху рабовладения и феодализма предпочтительнее рассматривать экономическую мысль по отдельным странам, она находит своё отражение в работах наиболее известных мыслителей того времени.
В период разложения феодализма и становления капиталистического общества впервые появляются направления экономической мысли (меркантилизм, классическая буржуазная политическая экономия).
В античной Греции экономическая мысль получила значительное развитие. Это напрямую зависело от развития рабовладельческих отношений. Первые проявления экономической мысли относятся уже к периоду раннего рабовладения. Отчетливое представление об экономической мысли в классический период дает экономическая политика полиса. Начало нового этапа в истории экономической мысли в Древней Греции относится к 4 веку до н.э., когда возник кризис полисной системы и всего рабовладельческого режима. Экономические проблемы, главной из которых было сохранение социальной базы рабовладения, нашли свое отражение в работах древнегреческих философов: Ксенофонта, Платона, Аристотеля. Экономическая мысль греков в 4 веке до н. э. достигла небывалого расцвета.
§ 1. Экономические воззрения Ксенофонта
Ксенофонт (ок.430-354 до н.э.) был современником Платона и предшественником Аристотеля, он происходил из аристократических кругов афинского полиса, активно участвовал в политических событиях. Свои экономические воззрения он изложил во многих работах, но главным образом в сочинении « Домострой», где обнаружил « теоретическую зрелость, обширную эрудицию, наблюдательность и последовательность »[1] в решении проблем, порожденных обострением противоречий рабовладельческого строя.
В своих экономических взглядах Ксенофонт ориентировался, прежде всего, на коллективные формы рабовладения и потребления, которые должны были нейтрализовать противоречия рабовладельческого режима и борьбу внутри господствующего класса. Рабство он воспринимал как нечто естественное и правомерное, и давал
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.