Предмет и задачи истории биологии. Особенности современного этапа науки

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

История биологии отражает процесс последовательного накопления знаний об органическом мире и его развитии, о законах органической жизни и способах управления биологическими процессами в интересах человека. Отсюда вытекает тесная связь истории биологии как отрасли знания с самой биологией. Но в отличие от науки биологии, где главным является результат, история науки должна раскрыть не только результат, но и процесс получения новых знаний, то есть исследовать пути и логику накопления знаний об органическом мире, процессы зарождения, развития и преобразования теорий и методов биологии, место и роль этих теорий, гипотез и методов в истории познания биологических явлений и закономерностей. Биологию как  науку нельзя свести к простой сумме составляющих  ее отраслей, также как и история биологии не может быть сведена к сумме историй развития этих отраслей. История биологии все дальше отходит от простого описания событий и фактов (хотя изучение конкретных фактов остается в ней, как и в любой  другой науке, основой, исходным пунктом) и все больше становится формой критического анализа путей и методов познания жизни, своеобразной формой научной критики, значение которой в нашу эпоху бурного развития науки становится особенно велико. Этим история науки служит современности, и этим объясняется все возрастающий интерес среди биологов всего мира к истории биологии.

Попробуем рассмотреть предмет и задачи истории биологии.

1. Источником  формирования  новых  научных теорий является столкновение старых теорий  с  новым фактическим  материалом . и потому одной из основных задач курса является задача отобрать из всего колоссального многообразия фактов, имен и событий то, что характеризует  магистральную линию развития науки о жизни и одновременно раскрывает характер  и уровень конкретных  биологических знаний  и представлений определенной эпохи, т.е. фактический  материал, которым располагала та или иная эпоха  и на основе которого складывались, развивались и преобразовывались ведущие концепции биологии.

2 Второй задачей курса является рассмотрение теории и истории познания, то есть раскрытие логики развития, закономерностей прогресса знаний, понимание того как, благодаря чему были достигнуты успехи биологической науки.

3. Курс предполагает также раскрытие  исторической обусловленности основных этапов развития биологии,  ее достижений. И здесь необходимо рассмотреть факторы, определяющие развитие науки вообще.Среди них важнейшими являются:

а).потребности общественного производства и производственная  деятельность  людей, стимулирующая их  к познанию.

б). влияние социальных условий, то есть политические и идеологические условия в обществе, культурно-исторические традиции, интеллектуальный климат и т.п. Знание социальных .условий очень важно для понимания особенностей развития науки в той или иной стране в ту или иную эпоху, при этом следует учитывать, что упомянутые факторы являются производными от материальных условий жизни общества, развития общественного производства.

4. Один из разделов истории биологии имеет дело с ролью личности ученого, чертами его характера и неповторимого психологического склада, своеобразием исследовательских подходов, мотивацией творчества, соотнесением личности ученого с результатами его творческой деятельности. На стыке истории науки и психологии зародилась специальная отрасль исследования –психология науки.

В судьбе ученого интересно все – как он выбирал цель исследования, что он превозмогал в себе, с кем сотрудничал, что читал, каковы его способы анализа и острота интуиции, какие вопросы он задавал себе, природе, людям, как он ошибался и как он шел к открытию и каким стал миг его торжества.

5. Наиболее революционизирующими моментами в развитии науки является возникновение новых методов исследования, с которыми всегда сопряжено появление новых концепций и взглядов, интенсификация исследований в новых научных направлениях, переход к новой, более высокой ступени познания. Можно привести множество примеров из разных областей биологии. Например, изобретение микроскопа открыло новый мир живых существ. Физиология XIX века обязана своими достижениями применению физических и химических методов исследования к изучению явлений жизни.

Таким образом, если создание нового научного метода, как правило, связано с возникновением новых теоретических представлений, то открытие принципиально нового научного метода, в свою очередъ, всегда вызывает перестройку установившихся теоретических представлений, а новая теория становится исходным пунктом пересмотра накопленного наукой материала, в том числе ее методов, и в этом смысле играет роль инструмента углубления знания. Такое взаимодействие тем более сложно, что оно происходит не только между теорией и методом, но между ними и каждым из них в предметом исследования, который сам изменяется в процессе развития науки и в конечном счете играет определяющую роль в этом взаимодействии.

Схема общего хода развития науки

а,б,в,г- экстенсивный путь развития науки А,Б,В,Г - интенсивный путь развития науки

На рисунке представлена схема общего хода развития науки [1] на которой плоскости а, б, в, г и т.д. отражают последовательные ступени ее развития. После того, как в данной науке сложились определенные методы исследования и создана теория, обобщившая и систематизировавшая накопленные факты, эти методы или теория находят довольно широкое применение в различных областях науки и практики. По мере накопления новых данных на каком-то участке этой плоскости, большей частью в результате обнаружения фактов, не укладывающихся в рамки существующей теории, начинает возникать новое направление поиска и происходит скачок, переход к изучению явления с новой стороны, в новом аспекте. Как правило, такой скачок осуществляется тогда, когда открывается новый метод исследования. Это, так сказать, ароморфозы в развитии науки, узловые моменты в ее истории, знаменующие революционные преобразования в ней и переход исследований в новую плоскость, на новый уровень. Затем известное время  продолжается изучение новых объектов  с помощью

Похожие материалы

Информация о работе