Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ЯГПУ

Контрольная работа

по гигиене

тема

«Акселерация и ретардация детей и подростков. Гигиенические последствия»

Выполнил:

студент 542-й группы


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Общие понятия об акселерации и ретардации

2. Особенности акселерации

3. Загадки акселерации

4. Акселерация подростков

5. Способы борьбы с негативными последствиями акселерации

Заключение

Литература


Введение

Акселерация - явление ускорения физического развития детей и подростков в современных условиях. Данные сравнительно - антропометрических исследований в разных странах свидетельствуют о значительных сдвигах в структуре физического развития детей и подростков в сравнении с ранее жившими сверстниками.

Акселерация общесоматического развития детей объясняется разными причинами: изменившаяся структура питания, улучшение гигиенических условий, увеличившийся поток информации, социокультурные факторы и т.д. Акселерация физического развития влияет на изменение темпов и характера полового созревания. По данным физиологических и медицинских исследований, начало полового созревания у современных подростков сдвинулось на 1 --2 года. Б.Г. Ананьев указывал, что становление психических свойств также происходит неравномерно. Гетерохронность личностного формирования накладывается на гетерохронность созревания индивида и усиливает общий эффект разновременности основных состояний человека.

Среди критериев угрожаемости патологического криза большое место занимает асинхрония соматического развития, варианты которой тесно связаны с типом расстройств поведения:

диссоциация между истинным, более старшим возрастом и психофизической ретардацией (замедлением);

диссоциация между усиленным физическим ростом и задержкой психического и полового созревания;

диссоциация между акселерацией физического и полового созревания и ЗПР.

Неблагоприятен вариант дисгармонической акселерации, который характеризуется не снижением возраста начала полового созревания, а резким ускорением его темпа.

Отклонения темпа полового созревания имеют определенные половые различия: у мальчиков чаще - его ретардация, у девочек - дисгармоничная акселерация. Проявления асинхронии вызывают неправильную ориентацию взрослых в отношении требований, предъявляемым детям. Это касается как ретардации, когда родители ориентируются на более старший - паспортный, а не на биологический, психофизический возраст ребенка, так и акселерации, когда, несмотря на психическую инфантильность ребенка, к нему нередко предъявляются требования более "взрослые", чем это соответствует даже его истинному возрасту.

1. Общие понятия об акселерации и ретардации

Каждый ребенок в своем развитии неминуемо проходит одни и те же этапы, подчиняясь единым биологическим законам. Однако темпы роста и развития ребенка зависят от множества причин, в том числе от наследственности, условий жизни, качества питания, экологических условий, занятий спортом и других. Некоторые дети растут и развиваются быстрее сверстников, даже находящихся в сходных условиях. Поэтому часто не достаточно знать, сколько времени прошло от рождения ребенка, то есть его паспортный возраст. Для определения темпов роста и развития необходимо также оценивать биологический возраст — реально достигнутый уровень созревания организма. Это особенно важно при проведении социальных, педагогических и лечебных мероприятий. Биологически более зрелый ребенок легче справляется с физическими и умственными нагрузками, легче адаптируется к новым условиям, в том числе к школе, менее чувствителен к стрессу, к возбудителям детских инфекций и т.д. Для практических целей выработаны простые методы, которые с известной долей вероятности могут охарактеризовать биологический возраст ребенка.

Пропорции тела и темпы роста. Самый простой, но и самый «грубый» способ оценки биологического возраста — по пропорциям тела. При этом следует подчеркнуть, что отдельно длина и масса тела, а также размер любой его части не могут быть использованы в качестве критериев биологического возраста.

Высокий уровень физического развития, так же как и его отставание, сам по себе еще не говорит о степени зрелости организма. Так, например, высокий рост может означать не только то, что ребенок быстрее других развивается, но также и то, что он вырастет высоким, а потому уже сейчас обгоняет сверстников. Различить эти альтернативы по одному измерению невозможно. Другое дело — пропорции тела, учитывающие соотношение отдельных его частей — головы, туловища, конечностей. Более точное представление о степени биологического созревания

Похожие материалы

Информация о работе