Московский Государственный Авиационный Институт
(технический университет)
Факультет «Авиационная техника»
Кафедра «Проектирование самолетов»
Курсовая работа
по дисциплине «Введение в специальность»
фронтовой бомбардировщик су-34
Выполнил: |
|
Принял: |
|
Москва, 2001 год.
К началу 80-х годов основу истребительно-бомбардировочной и фронтовой бомбардировочной авиации отечественных ВВС составляли боевые реактивные самолеты третьего поколения Су-17, МиГ-27 и Су-24 различных модификаций. Самолеты Су 17, Су-24 и МиГ-27, ориентированные на выполнение ударных задач, имели ограниченные возможности ведения воздушного боя, применение которых в режиме «воздух-воздух» ограничивалось пуском одной-двух самонаводящихся ракет для самообороны от самолетов противника. Более универсальными были фронтовые истребители МиГ-21, МиГ-23, а позднее Миг-29. Эффективность их боевого применения в качестве ударных самолетов оставалась достаточно невысокой из-за отсутствия специального прицельного оборудования и управляемых средств поражения класса «воздух-поверхность»
Даже маститые аналитики раньше считали, что в будущем боевой самолет все больше будет походить на пилотируемую ракету многоразового применения. «Мы больше никогда не увидем воздушных боев. наподобие тех, что происходили в годы второй мировой войны…» -писал известный теоретик Камилл Ружерон. Время очень скоро показало, насколько суха теория. Спустя несколько лет, ситуация потребовала создание более совершенного авиационного комплекса. Развитие авиационной и ракетной техники, изменение взглядов на тактику ведения боевых действий, появление новых видов оружия и оборудования, позволили приступить к созданию такого многофункционального боевого комплекса, способного в 90-е годы заменить находящуюся в строю устаревшую морально и физически технику, обеспечив военно-воздушным силам более широкие возможности.
Самолет должен сочетать в себе качества фронтового бомбардировщика и истребителя, позволяющие в равной степени эффективно поражать наземные, морские и воздушные цели. Круглосуточного и всепогодного патрулирования с целью обнаружения и уничтожения мощными и высокоточными ракетно-бомбовыми ударами наземных и морских целей, в том числе малоразмерных и сильнозащищенных, при активном противодействии корабельных и наземных средств ПВО и применении средств РЭП. Многофункциональный сверхзвуковой авиационный боевой комплекс позволяет контролировать обширные территории и сочетая в себе качества бомбардировщика и истребителя завоевания господства в воздухе позволяет эффективно поражать воздушные ,наземные и морские цели широкой номенклатуры. Таким самолетом предназначен быть самолет СУ 34.
К решению этой задачи в начале 80-х годов приступил коллектив конструкторского бюро Машиностроительного завода им. П.О. Сухого (ныне - АООТ «ОКБ Сухого»), незадолго до этого передавший в серийное производство сверхзвуковой одноместный истребитель Су-27.
Работы по созданию двухместного истребителя-бомбардировщика, первоначально получившего обозначение Су-27ИБ (заводской шифр самолета - Т-10Б), возглавил Генеральный конструктор М.П. Симонов, Главным конструктором машины был назначен Р.Г. Мартиросов. К разработке нового радиоэлектронного оборудования системы управления вооружением было привлечено НПО «Ленинец» - ныне Холдинговая компания «Ленинец», генеральный конструктор Г.Н.Громов. Оптико-электронную систему разрабатывал Уральский оптико-механический завод, тепловизионную аппаратуру ЦКБ «Геофизика», создание навигационных систем, бортовых вычислительных средств и комплексирование бортового радиоэлектронного оборудования велось Раменским приборостроительным КБ. Силовая установка самолета создавалась в НПО «Сатурн» им. А.М.Люльки, генеральный конструктор В.М.Чепкин. Авиационное вооружение для нового истребителя-бомбардировщика разрабатывало несколько предприятий: ракеты класса «воздух-воздух» – МКБ «Вымпел» Генеральный конструктор Г.А. Соколовский; «воздух-поверхность» – ОКБ «Звезда» Главный конструктор – Г.И. Хохлов и МКБ «Радуга» Генеральный конструктор И.С. Селезнев; пушечную установку – Тульское КБ приборостроения – НПО «Точность» Генеральный конструктор А.Г. Шипунов.
В начале разработки истребитель-бомбардировщик рассматривался как модификация серийного самолета Су-27УБ, которая должна была сохранить практически без изменения конструктивно-компоновочную и аэродинамическую схемы и большинство технических решений по конструкции самолета.
Для повышения эффективности боевого применения и безопасности полетов было принято решение о размещении экипажа истребителя-бомбардировщика - летчика и штурмана-оператора - рядом (как на фронтовом бомбардировщике Су-24), вместо прежней схемы «тандем». Это позволило избавиться от дублирования некоторых приборов и органов управления, облегчить взаимодействие членов экипажа и обеспечить им приемлемые эргономические и санитарные нормы, возможность для отдыха и питания в ходе многочасового полета. Для обеспечения заданной дальности полета была спроектирована система дозаправки топливом в воздухе. (Аналогичная система с выпускаемой штангой-топливоприемником применяется и на других модификациях Су-27 - самолетах Су-30, Су-33 и Су-35.) Все эти мероприятия повлекли за собой перекомпоновку всего самолета, и особенно головной части фюзеляжа.
Проектирование было в основном закончено к 1990 году. Тогда же была произведена доработка одного из серийных учебно-боевых самолетов Су-27УБ в опытный экземпляр истребителя-бомбардировщика Т-10Б-1. Эта машина, получившая бортовой №42, представляет собой серийную «спарку», у которой штатная головная часть фюзеляжа заменена на новую с двухместной кабиной с расположением мест экипажа рядом и входом через нишу передней опоры шасси, новыми наплывами крыла, с ПГО и другими изменениями согласно проекту истребителя-бомбардировщика. В остальном Т-10Б-1 практически полностью повторял учебно-боевой истребитель. Первый вылет опытной машины Т-10Б-1 состоялся 13 апреля 1990 года
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.