Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ и перспективах применения МСФО в России
На протяжении последних лет в России реализуются меры по реформированию бухгалтерского учета в соответствии с международной практикой учета и отчетности. В июле 2004 г. опубликована Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Министра финансов РФ от 1 июля 2004 г. №180 (далее – Концепция), разработанная по решению Правительства Российской Федерации, направленная на повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности, и обеспечение гарантированного доступа к ней заинтересованным пользователям. В сентябре 2004 г. для достижения целей Концепции утвержден План мероприятий Министерства финансов России на 2004 – 2007 гг. по ее реализации (Приказ Минфина России от 16.09.2004 №263). Концепция подготовлена при активном участии Министерства экономического развития РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, Центрального Банка РФ, Федеральной службы государственной статистики.
Это не первый подобный документ в истории реформирования отечественного бухгалтерского учета. В конце 1997 г. увидела свет «Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров 29 декабря 1997 г.). Через два с лишним месяца появилась «Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности» (утверждена Постановлением Правительства РФ от 6 марта 1998 г. № 283). Именно с этого момента бухгалтерской общественности было официально объявлено о том, что страна идет к применению Международных стандартов финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards), а точнее сказать к применению Международных стандартов учета и финансовой отчетности.
В новом документе подведены итоги предыдущего этапа реформирования и намечены новые рубежи, которые нам предстоит достигнуть.
Что касается итогов, то сделано действительно немало: это и перевод ряда крупнейших предприятий (нефтяной, газовой, электроэнергетической, металлургической, автомобилестроительной, химической промышленности, банковского сектора) на консолидированную отчетность по МСФО, и формирование рынка аудиторских услуг, и возникновение профессиональных некоммерческих объединений.
В рамках реализации правительственной Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (шестилетие которой прошло в марте 2004 г.) с 1 января 2003 г. вступили в действие четыре новых Положения по бухгалтерскому учету:
ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» (Приказ Минфина России от 02.07.2002 №66н);
ПБУ 17/02 «Учет расходов на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы» (Приказ Минфина России от 19.11.2002 №115н);
ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (Приказ Минфина России от 19.11.2002 №114н);
ПБУ 19/02 «Учет финансовых вложений» (Приказ Минфина России от 10.12.2002 №126н).
С 1 января 2004 г. вступило в действие еще одно Положения по бухгалтерскому учету: ПБУ 20/03 «Информация об участии в совместной деятельности» (Приказ Минфина России от 24.11.2003 №105н).
Указанные Положения закрепили ряд новых правил бухгалтерского учета, введены совершенно новые понятия – отложенные налоговые обязательства и отложенные налоговые активы, постоянные налоговые обязательства, условный расход и др. Немалые нарекания вызвало ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль». Введение в действие этого Положения выявляет несовершенство гл.25 НК РФ, когда количество потенциально возможных разниц, которые могут встретиться в практике работы конкретной организации ввиду различий правил бухгалтерского учета и налогового законодательства по объектам доходов и расходов, неограниченно. Это стало следствием нескорректированного под Российские реалии перевода МСФО 12 «Налоги на прибыль». Кроме того, ПБУ 18/02 заставляет вспомнить, что вести бухгалтерский учет нужно по правилам бухгалтерского учета, изложенным в Положениях по бухгалтерскому учету и других документах, а не по каким-то правилам, скорректированным для нужд налогообложения.
К сожалению, не удалось внести в Правительство Российской Федерации подготовленный обновленный проект федерального закона «О бухгалтерском учете» и, следовательно, закрепить на законодательном уровне то новое, что связано с требованиями МСФО и рыночной экономикой. В частности, речь идет о составлении сводной бухгалтерской отчетности; формировании отчетности при реорганизации и ликвидации организаций, таких новых понятиях, как активы, обязательства, доходы, расходы и капитал; организации аттестации и повышения квалификации главных бухгалтеров и др. Подготовка новой редакции Федерального закона «О бухгалтерском учете» намечена на 2005 г.
Для организации как юридического лица стало обязательным применение
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.