быть способным наилучшим в конкретных условиях путем защитить свою жизнь и жизнь окружающих при различных чрезвычайных ситуациях.
Направление "Основы безопасности жизнедеятельности" естественно интегрирует соответствующие разделы философии, социологии, экологии, валеологии, физиологии, психологии, педагогики и других фундаментальных прикладных областей научного знания.
Известно, что, "примерная программа" по ОБЖ составлена таким образом, что в 10--11 классах 61% учебного времени отводится проблеме "Основы военной службы". Вероятно, поэтому большую часть педагогов, преподающих в школе ОБЖ, представляют бывшие военнослужащие. Само по себе это очень отрадное явление, так как мужчина-учитель в школе -- большая редкость. Говорить о большой важности мужского воспитания нет особой необходимости. Но нас в данном случае интересует практическая сторона проблемы. Она состоит, на наш взгляд, в том, что, несмотря на большой жизненный опыт и умение "командовать полками", начинающим учителям-преподавателям ОБЖ, не имеющим специального педагогического образования, порой бывает крайне сложно определить и приоритеты в выборе учебного материала, и оптимальные способы его преподнесения, и определить эффективный стиль взаимоотношений с детьми. Эта сторона профессиональной деятельности требует интенсивной проработки на курсах повышения квалификации. Недостаток психолого-педагогических знаний и неумение порой использовать имеющийся социальный, житейско-практический опыт, накопленный опыт семейных и межличностных отношений, "переплавить" его в профессиональную педагогическую сферу приводят к временной утрате социального статуса, состоянию неуверенности, тревожности, депрессии. Завершиться все это может уходом учителя из школы.
Поэтому в процессе повышения квалификации преподавателей-организаторов ОБЖ на кафедре охраны здоровья и ОБЖ НИПКиПРО первоочередными определяются задачи создания таких организационно-педагогических условий, при которых, как мы полагаем, можно было бы:
- устранить синдром тревожности и неуверенности учителя в своих профессиональных возможностях;
- отработать такие формы и методы курсовой подготовки, которые способствовали бы преобразованию жизненного педагогического опыта в профессионально ориентированный;
- создавать устойчивую мотивацию на перспективу непрерывного профессионального развития и как педагога-предметника, и как учителя-воспитателя.
Эти задачи предполагается решить в условиях педагогического эксперимента посредством:
I. Создания атмосферы творчества, стимулирующего раскрытие потенциальных педагогических возможностей личности посредством:
I. 1. Реализации взаимосопряженной системы технологических моделей:
педагог - учащиеся; учащиеся - учащиеся.
I. 2. Укрепления личностной и социально-профессинальной значимости вновь осваиваемого вида профессиональной педагогической деятельности слушателей.
I. 3. Создания психолого-педагогических условий для сознательной фиксации профессиональных проблем и анализа путей их оптимального решения.
II. Освоения педагогами системно-целевого подхода к самоорганизации профессионально-образовательной деятельности.
III. Ориентации на непрерывное углубление и расширение профессиональных знаний через выявление индивидуально приемлемого стиля деятельности педагога.
Условно, конструктивно осуществляемый процесс восстановления социально-профессионального статуса преподавателями ОБЖ и возникновения у них ощущения своей профессиональной состоятельности можно представить в виде следующей схемы:
Отрицательная реакция педагога на изменение жизненно-профессиональной ситуации
Спонтанное преобразование смысловых установок, их неосознанная фиксация
Совместная поисково-творческая деятельность и поддерживающее общение на курсах ИПК
Частично преобразованная социальная позиция
Перспективно-ориентированная личностная устремленность
Социальные роли
Социальный статус
Социальные отношения
Конструктивное изменение мотивационно-смысловой сферы профессиональной деятельности
Схема показывает, что в процессе повышения квалификации "совместная деятельность и общение являются движущей силой и основой развития личности" (1). В том числе и развитие личности педагога-профессионала -- преподавателя ОБЖ.
Целенаправленная работа по укреплению социально-профессионального статуса педагога, последовательное, педагогически контролируемое изменение мотивационных ориентаций и смысловых ценностных установок, как показывает опытно-поисковая работа, осуществлена в условиях ИПК через систему социально-психологических тренингов: "Знакомство", "Презентация", "Социальная чувствительность", "Самопознание", "Развитие саногенного и ассоциативного мышления" и др.
Литература:
1. Асмолов А. Г.Культурно-теоретическая психология и конструирование миров. -- М., 1996;
2. 2. Слюньков В. Новационная область образования "Обеспечение жизнедеятельности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.