Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности

Страницы работы

Содержание работы

Предложение и его факторы. Закон убывающей предельной производительности.


Предложение – это совокупность товаров, которые находятся на рынке или могут быть доставлены туда. Это товары с определенными ценами, которые готовы продать изготовители.

QS – объем предложения. На объем предложения QS влияют ряд факторов:

1.  цена товара;

2.  цены на производственные ресурсы;

3.  технология;

4.  число товаропроизводителей;

5.  налоги и др.

Кривая предложения SS– это графическое изображение связи QS и цены товара.

Предложение изменяется в прямой зависимости от цены, а спрос – в обратной, при прочих равных условиях.

Шкала предложения показывает, сколько товаров продавцы готовы продать по разным ценам. П=f(P).

Закон предложения выражает функциональную зависимость предложения от цены. Производители, предприниматели, изготовители сочтут выгодным направить больше ресурсов на производство данного товара при относительно более высоком уровне цены на него, чем при более низком.

Один из принципов рыночного распределения: продают тому, кто предложит более высокую цену, а покупает тот, у кого хватит денег при сложившейся цене.

На рынке могут возникнуть три ситуации:

1.  С>П – дефицит – цена не отражает реального соотношения спроса и предложения – слишком мала;

2.  С<П – затоваривание – цена слишком высока по отношению к существующему спросу, полезности, качеству;

3.  С=П – точка пересечения кривых С и П отражает равновесную цену, где не действуют законы рыночной экономики – приходится использовать трудовую теорию стоимости (ОНЗТ).

При свободной конкуренции под действием законов рыночного ценообразования цена выравнивается автоматически, но ценообразование может быть нарушено волевыми методами, вмешательством государства, деятельностью монополий. В таком случае говорят (в бытовом понимании) о цене «пола» и «потолка».

В микроэкономике «цена потолка» - это искусственно заниженная цена, а цена «пола» не позволяет снизиться за пределы – завышена. Часто говорят о верхнем и нижнем пределе цен:

Верхняя граница цены существует для покупателя и определяется его денежными доходами.

Нижняя граница существует для производителя, определяется затратами на производство товара (МЗ+НП) и прибылью, на которую претендует предприниматель. Прибыли должно хватить на:

1.  покрытие расходов;

2.  личную выгоду, предприниматель должен иметь заинтересованность в деле.

На уровне микроэкономики – имеем дело с индивидуальным предложением, а на макроуровне – с совокупным спросом.

Кривая совокупного спроса указывает на реальный объем национального производства, который общество готово приобрести при разных уровнях цен.

Кривая совокупного предложения – показывает реальный объем национального производства, который может быть достигнут при разных уровнях цен:

1.  горизонтальный, кейнсианский – меняется объем, цена постоянна;

2.  вертикальный – ВНП постоянный, цена изменяется;

3.  восходящий – изменяется и реальный объем ВНП и уровень цен.


Эластичность предложения – это степень его изменения в зависимости от динамики цены:

Предложение эластично, если его величина изменяется на больший процент, чем цена.

Предложение неэластично, если оно изменяется при росте или снижении цен.

Подводя некоторый итог сказанному, следует отметить, что Альфред Маршалл (1842 – 1924), основоположник рыночной экономики, в конце 19 в. пришел к выводу, что трудовая теория стоимости и предельная полезность дальше не могут развиваться параллельно. Он осуществил их синтез: производственный (трудовой) фактор соединяет с фактором потребительским теорией предельной производительности. В результате рождается теория рынка.

В классической экономике предложение (производство) считалось важнее спроса.

В любой экономической системе существуют две главные сферы:

– бытовая, потребительская;

– деловая, производственная.


Производство дает людям работу и обеспечивает их доход. Оно производит продукцию, необходимую сфере быта. Бытовая сфера обеспечивает производство рабочей силой и создает спрос через доходы, получаемые рабочими в результате их производственной деятельности.

Это то, что называется замкнутой цепью экономической активности.

Похожие материалы

Информация о работе