Итак, вслед за Голубинским, Смолич пишет4: "Время патриаршества (1589 1700) не составляет отдельного периода. Его отличие от предшествовавшего носит чисто формальный характер. Почему? Потому что, во-первых, патриарх не получил больше чем митрополит властных полномочий; и во-вторых, неизменной осталась и вся структура церковного управления, начиная с верхушки и заканчивая исполнительными органами. Единственным новшеством стало увеличение числа приказов (ведомств) при патриархе, которые не имели почти отношения к общему церковному управлению, а явились, главным образом. следствием богатых земельных пожалований царей в XVIIвеке, в особенности при патриархе Филарете ". Таково частное мнение Голубинского и Смолича.
В 1448 году русская церковь de facto стала независимой от Константинополя. 460 лет она была неотъемлемой частью греческой церкви, и вот 413 лет она самостоятельная. (Смотрите, мы находимся почти посередине, а уж нам так кажется, что мы всегда самостоятельные). De jure она независима именно с 1589 (с учреждения патриаршества), когда в 1589 году греческий патриарх поставил русского патриарха, то есть признал во главе Русской Церкви равного себе собрата.
Первый патриарший период (с 1589 года) длился 111 лет. а с 1700 года Церковь управляется коллегиально - Синодом, то есть собранием, но независимости она не лишилась; а в 1917 начинается второй патриарший период, продолжается и поныне. Так вот. мы предметом своего изучения имеем первый патриарший период.
ПАТРИАРХИ ПЕРВОГО ПАТРИАРШЕГО ПЕРИОДА
Иов |
1589- |
1605 |
1989 кан. |
Игнатий |
1605- |
1606 |
|
Гермоген |
1606- |
1612 |
1933 кан. |
Филарет |
1619- |
1633 |
|
Иоасаф I |
1634- |
1640 |
|
Иосиф |
1642- |
1652 |
|
Никон |
1652- |
1658 |
|
Иоасаф II |
1667- |
1672 |
|
Питирим |
1672- |
1673 |
|
Иоаким |
1674- |
1690 |
|
Адриан |
1690- |
1700 |
ПРИЧИНЫ УЧРЕЖДЕНИЯ ПАТРИАРШЕСТВА.
Научное освещение этого события подробно изложено в книгах:
1. Шпаков3 А.Я. «Государство и Церковь в их взаимных отношениях. Царство Феодора Ивановича. Учреждение патриаршества в России». Одесса4, 1912
2. Николаевский3 П.Ф. «Учреждение патриаршества в России» СПб, 1880
3. Каптерев6 Н.А. «Характер отношений России к православному Востоку». Сергиев Посад. 1914. Это дореволюционные. А нынешний:
4. Синщына7 Н.Д. «От митрополита Ионы до патриарха Иова», она написала эту статью в сборнике «Церковь, общество и государство в феодальной России» М., 1990, с.121-151. Что характерно для последнего автора? Она рассматривает учреждение патриаршества как завершающий этап длительного процесса становления автокефалии Русской Церкви, как юридическое закрепление её реального состояния.
Некоторые историки XVIII - XIX вв.: князь Щербатов , Карамзин , Костомаров дело утверждения патриаршества приписывали исключительно честолюбию Бориса Годунова, который, будучи еще только правителем при Феодоре Иоанновиче, столкнулся с
Кто смотрит телевизор знает, что по «Времени» объявили, что уральские ювилиры сотворили иов\ю шапку Мономаха - один к одному со старой шапкой. Будто бы ко дню рождения нашего президента, которому исполняется сейчас 50 лет. Журналист заявил, что впервые эта шапка упоминается 500 лет назад. Какое это имеет значение для нас? Именно в конце XVвека была создана письменная легенда, будто этой шапкой венчался на престол Димитрий, внук Ивана III. Иван III венчал его этой шапкой в 1498 г. Идея в том, будто бы Константин Мономах1 подарил своему внуку, Владимиру Мономаху, шапку Мономаха в знак приемства императорской власти. Москва - третий Рим. Венец великих князей и царей в 1721 г. переходит к императорской короне. Шапкой Мономаха венчали до 1721 г., до Петра I. Петра I венчали в 1721 г. другим венцом - императорской короной. На самом деле шапка Мономаха создана среднеазиатскими мастерами - ювелирами в XIV столетии2 и подарена ханом Узбеком Ивану Калите. Первое письменное упоминание о шапке Мономаха - 1341 г. В 1341 г. умер Иван Калита, и в его завещании фигурирует шапка Мономаха. Создана она в Средней Азии, мусульманами, а вот соболиная опушка с навершием креста была дополнена русскими мастерами. Это образ идеи: Москва - третий Рим.
Русские государи уже носили титул царя. т.е. императора. Следовательно, по греческой концепции власти, при государе русском находились первосвятители самого высокого ранга, т.е. императоры. Это устойчивая греческая концепция: подле императора должен находиться патриарх. Это стало догматической истиной. Мы видим это на протяжении всей истории православной церкви. И в России это продолжалось, даже в Советской России. В 1941 г., когда эвакуировали нашу высшую духовную власть, ее сначала отправили, было, на Урал, но Алексий Синайский добился того, чтобы перевести стрелки и вывести патриархию не в Оренбург, а в Ульяновск. А Ульяновск находится рядом с Куйбышевым, где находилось в годы войны советское правительство. Это азбучная истина: где светская власть, там и церковная.
В то время как Русская Церковь крепла и делалась национальной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.