Вопросы к государственным экзаменам по курсам "Общая психология" и "Клиническая психология" (Предмет и методы психологии. История психологии. Психические процессы. Личность. Клиническая психология младенческого и раннего возраста)

Страницы работы

16 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.Предмет и методы психологии.

1.1   Понятие о психике. Специфические особенности психических явлений. Свойства психического отражения: идеальность, субъективность, вынесенность, активный регулирующий характер психики.

1.2   Предмет психологии, классификация психических явлений. Психические процессы, состояния, свойства личности. Основные тенденции в развитии современной психологии.

1.3   Структура психологической науки. Классификация отраслей психологии, задачи психологии в области здравоохранения, образования, производства, социальной работы и пр.

1.4 Место психологии в системе наук. Значение психологии как интегратора знаний о человеке и фундамента будущего человекознания.

1.5   Методы психологического исследования. Классификация методов психологии. Эмпирические и экспериментальные методы. Наблюдение и самонаблюдение. Требования к проведению эксперимента. Психометрические шкалы. Биографический метод. Моделирование психических явлений. Психофизические методы. Метод границ, средней ошибки, метод констант. Процедура, обработка результатов. Выделение сигнала из шума: методы, обработка результатов. Психофизические кривые. Психологическое тестирование. Надежность и валидность тестов. Нормы и интерпретация результатов теста. Групповые и индивидуальные тесты. Личностные опросники. Проективные методики. Беседа. Интервью.

1.6   Возникновение и развитие психики в процессе эволюции. Филогенез нервной системы и психики. Раздражимость и чувствительность. Возникновение простейших форм психического отражения. Эволюция психики как эволюция адаптивности. Возрастание степеней свободы поведения и систем обратной связи. Инстинкты. Навыки. Интеллектуальное поведение животных. Антропогенез. Становление человека и возникновение сознания. Многообразие концепций антропогенеза. Различные подходы к проблеме возникновения сознания и языка.

1.7   Проблема сознания. Гносеологические трудности в описании сознания. Психофизическая и психофизиологическая проблемы. Экспериментальные доказательства существования неосознаваемого психического. Взгляд на бессознательное в разных психологических школах.

1.8   Психологическая структура человека. Понятие об индивиде, личности, субъекте деятельности, индивидуальности.

2 История психологии.

2.1   Становление понятийного аппарата психологии как предмет историко-психологического исследования. Значение и актуальные задачи психологической историографии.

2.2   Возникновение и развитие экспериментальной психологии. Первые шаги по созданию психологии, основанной на опыте. Психофизиология ощущений. Подходы В. Вундта и Г. Фехнера к изучению психических явлений. Влияние Г. Фехнера на развитие экспериментальной психологии.

2.3   Развитие психологической мысли в России. Школа В.М. Сеченова, И.П. Павлова. Роль В.М. Бехтерева. Школа Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева. С.Л. Рубинштейн и методологические принципы советской психологии: детерминизм, единство сознания и деятельности. Б.Ф. Ломов и принцип системности. Б.Г. Ананьев и принцип развития.

2.4 Характеристика основных направлений западной психологии XX века. Бихевиоризм и необихевиоризм. Фрейдизм и неофрейдизм. Функционализм. Гештальт-психология. Гуманистическая психология. Когнитивизм. Культурно-историческая психология.

3 Психические процессы.

2.4   Сенсорное отражение. Рефлекторная структура сенсорного процесса. Эмпирические характеристики ощущений: локализация, отражение движения, длительности. Модальность и интенсивность ощущений. Значение ощущений. Физиологические механизмы ощущений.

2.5   Психофизика. Пороговая проблема (дискретность — непрерывность). Интерпретация понятия порога чувствительности (пороговой зоны) от Фехнера до наших дней. Субсенсорная зона. Психофизические законы. Основной психофизический закон Вебера-Фехнера. Закон Стивенса. «Обобщенный психофизический закон» Ю.М.Забродина.

2.6   Виды ощущений. Взаимодействие ощущений. Классификации ощущений. Сенсорная организация человека (по Б.Г.Ананьеву). Понятие сенсибилизации и сенситивности. Становление сенсорной системы человека в онтогенезе. Сенсорная организация, образ жизни и культура. Методы изучения ощущений.

2.7   Восприятие. Перцептивный уровень отражения. Эмпирические характеристики восприятия. Первичные характеристики (пространственно-временные, модальные и интенсивностные). Вторичные характеристики восприятия (предметность, целостность, константность, обобщенность; характеристики, возникающие под влиянием вышележащих структур, осмысленность избирательность, историчность). Теории восприятия. Факторы развития перцепции.

2.8   Процесс становления образа. Восприятие как система перцептивных действий. Закон перцепции Н.Н.Ланге. Стадии перцептогенеза. Влияние установки на процесс становления образа. Экспериментальные исследования роли перцептивных действий в становлении образа. Теории восприятия. Факторы развития перцепции.

2.9   Представления. Отличительные особенности вторичных образов по сравнению с восприятием. Эмпирические характеристики представлений. Базовые пространственные   (панорамность, обособление фигуры и фона, выпадение абсолютных величин, топографическая схематизация), временные (симультанность, несохранение длительности, прочность сохранения временной последовательности), модальные и интенсивностные. Производные: фрагментарность, неустойчивость, обобщенность. Место представлений среди других психических процессов (уровень отражения, обеспечивающий переход от перцепции к мышлению, от чувственного к логическому). Роль представлений в жизни и деятельности человека.

2.10 Воображение. Статус воображения как психического процесса. Воображение как преобразующее отражение действительности (образное мышление). Виды, характеристики, операции воображения (комбинирование, агглютинация, акцентирование, гиперболизация, типизация). Развитие и тренинг представлений и воображения.

2.11 Мышление. Мышление как высший уровень познавательных процессов. Базовые эмпирические характеристики мышления по Л.М.Веккеру: пространственно-временные, модальностные, интенсивностные. Основные эмпирические характеристики мысли: речевая форма, суждение, опосредованность, обобщенность. Феномен- понимания. Мыслительные опреации и их обратимость. Фазовая динамика мыслительного процесса. Основные этапы формирования умственных действий по П.Я.Гальперину.  Гештальт-психология о фазах творческого, поиска (инкубация, инсайт). Процесс переструктурирования (М.Вертгеймер, К.Дункер). Процесс переформулирования (Л.М.Веккер).

3.9 Допонятийное мышление. Взгляды Л.С.Выготского и Ж.Пиаже. Основные эмпирические характеристики допонятийного мышления: эгоцентризм, синкретизм, трансдукция, нечувствительность к противоречиям и переносному смыслу, несогласованность содержания и объема. Особенности первобытного мышления (Л.Леви-Брюль и др.).

3.10 Понятийное мышление. Основные эмпирические характеристики: децентрация, координация вариативных и инвариантных компонентов, индуктивно-дедуктивный строй, полнота обратимости операций, согласованность содержания и объема в понятийном мысли, чувствительность к противоречиям. Феномен «безобразного мышления» (Вюрцбургская школа). «Языки мышления» (Л.М.Веккер).

3.11 Память. Память как сквозной компонент всех психических процессов. Виды памяти (кратковременая, оперативная, долговременная

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Экзаменационные вопросы и билеты
Размер файла:
411 Kb
Скачали:
0