Внушение – это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психологического состояния и побуждений к массовым действиям. Это активное воздействие одного субъекта на другого. Оно осуществляется в основном речью.
3. Убеждение – это социально-психологический механизм общения процесс и результат программно-организованного воздействия. Это система логических доказательств, ориентированных на критически настроенную личность.
4. Подражание – это социально-психологический механизм общения, обеспечивающих воспроизводство одним человеком определенных образов поведения (манера действий, поступков) которые, имеют определенную эмоциональную окраску.
5. Наиболее эффективно механизм подражания реализуется в моде.
Социальная психология изучает личность в группе, социуме, обществе; социальные группы; социальную психику или массовые явления психики
Характеристика задач социальной психологии.
Вопросы для закрепления:
1. Что изучает социальная психология как наука?
2. Какие социально-психологические проблемы вышли из философии?
3. Выделите основные социально-психологические проблемы, которые были исследованы в рамках ведущих психологических школ. Как иначе можно было бы сформулировать эти проблемы?
Литература:
1. Андриенко Е.В. Социальная психология/ Под ред. В.А.Сластенина. – М.: Академия, 2002. – 264 с.
2. Битянова М.Р. Социальная психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
3. Сухов А.Н., Бодалев А.А., Казанцев В.Н. и др. Социальная психология. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2002. – 600 с.
Тема 2. Методы социальной психологии
План:
1. Методы социальной психологии.
2. Методы социально-психологического исследования:
Практическое задание. Разработать анкету на любую тему для своего учебного заведения.
Методология - это наука о методах и система методов.
Метод - это путь исследования, познания, а также способ получения данных в процессе исследования.
Факторы, оказывающие влияние на результаты социально-психологического исследования:
1. Личность экспериментатора. Это его характерологические особенности (манеры держать себя, интонация, способы реагирования на трудности, вопросы и т.д.) А также внешний вид (подтянутость, аккуратность и т.д.)
2. Умение исследователя работать с испытуемым, создавать непринужденную, доверительную атмосферу.
3. Эффект присутствия других (знакомых или незнакомых) может существенно повлиять на результат исследования (эффект фасилитации).
4. Эксперименты бывают открытые и закрытые. В первом случае подробно знакомят с предстоящим исследованием, во втором – чтобы никто не догадался, что изучается или, что уже идет эксперимент.
Методика - это определенная последовательность действий в процессе познания. В основе методики может лежать совокупность используемых в определенной последовательности методов.
Всю совокупность социально-психологических методов можно разбить на следующие группы:
1) исследования и диагностики;
2) обработки и интерпретации полученных данных;
3) коррекции и терапии;
4) мотивирования и управления;
5) конструирования и творчества.
К первой группе относятся следующие методы: наблюдение, опрос, изучение и анализ документов, анализ результатов деятельности, тестирование, составление независимых характеристик, экспертная оценка, эксперимент, моделирование.
Методы обработки данных носят статистический характер и связаны с нахождением средних значений, отклонений от средней величины, уровня значимости, достоверности и т.п.
Методы интерпретации позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным, т.е. перевести язык чисел в ходе обработки данных на язык социально-психологических понятий.
Методы коррекции и терапии позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики. Выделяют следующие такие методы: телесной терапии, встреч, терапии, искусством, поведенческого тренинга, психодрамы и т.п.
Методы мотивирования и управления непосредственно связаны с практической деятельностью людей в социальной системе взаимодействия и касаются прежде всего управленческого звена. Они побуждают субъектов к более эффективной и целесообразной деятельности, обеспечивают оптимальное функционирование отдельных личностей и групп в процессе достижения определенных целей.
Методы конструирования позволяют задействовать потенциал группового взаимодействия для целей алгоритмизированного порядка действий (по заданной совокупности правил). А методы творчества - полностью спонтанного порождения чего-либо нового: решение конфликтной ситуации, разработка новых правил функционирования организации, методики обучения персонала и т.п.
Методы социально-психологического исследования:
1. Наблюдение – это метод, предусматривающий целенаправленное, согласно заранее разработанному плану, фиксирование тех явлений или феноменов, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа.
2. Метод изучения документов. Чаще всего этот метод используют как вспомогательный либо на первых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.