2. Открытое спокойное противодействие. Ученик доказывает свою правоту спокойно, аргументировано, в вежливой форме. К этому способу прибегают 26% учеников, причем юноши чаще, чем девушки.
3. Скрытое противодействие ученика учителю. Оно выражается во внутреннем несогласии с действиями учителя, его решениями. Оно проявляется через молчаливое игнорирование учителя, пропуски уроков, невыполнение домашних заданий и др. к нему прибегают 25% учеников, больше юноши, чем девушки.
4. Пассивный протест – это сильные внутренние переживания, чувство обиды, эмоциональный дискомфорт в присутствии учителя, иногда слезы. Всего 9% учеников прибегают к этому способу. Он характерен как для юношей, так и для девушек.
Таким образом, юноши более склонны к конфликту, но проводят его в более спокойной форме. Девушки идут на конфликт реже, но он протекает у них более бурно.
Тип конфликтного и неконфликтного учителя по личностным параметрам. (Данные по 16-ти факторному опроснику Кеттелла, исследование А. Реана).
Конфликтный учитель.
Это человек доминантный, властный, жесткий в общении. Он нечувствителен к разного рода психологическим ситуациям. Самодостаточен, ориентирован на себя при принятии решений. Авторитарен, на фоне расслабленности и удовлетворенности собой. Он не очень коммуникабелен, обладает низкой эмоционально-волевой регуляцией. У него абстрактно-догматическая направленность интеллекта. Самооценка адекватная или несколько завышенная.
Неконфликтный учитель
Это человек мягкий, недоминантный в общении. Озабочен делами учеников. У него повышенная восприимчивость и чувствительность к разного рода ситуациям и отношениям. Он часто неудовлетворен собой, стремится к новому. Ориентирован на группу при принятии решений. Он более коммуникабелен. У него высокая эмоционально-волевая регуляция и практическая направленность интеллекта. Самооценка адекватная или несколько заниженная.
V. Разрешение конфликтов.Конфликт обязательно должен быть разрешен. Для его разрешения надо помнить, что в конфликте нет ни правых, ни виноватых. Всегда виноваты две стороны. Конфликт разрешаться должен конструктивно, то есть преобразовывать ситуацию, чтобы исключить возможность повторных конфликтов.
Если разрешать конфликт, минуя какую-то стадию, то это не приведет к успеху. Так как всегда такое разрешение является деструктивным.
Способы разрешения конфликта
1. Индивидуальная беседа. К ней прибегает 47% учителей. Из них 28% - конфликтные и 56% - неконфликтные. Этот метод является конструктивным, если проводится в следующей форме:
¯ Проходит в форме диалога, подразумевая равенство сторон;
¯ Начиная беседу, учитель должен иметь собственную гипотезу о причинах возникновения конфликта, то есть заранее проанализировать ситуацию, продумать варианты течения беседы.
¯ Если в конфликте повинен сам учитель, извиниться и объяснить причину своего срыва.
¯ Если учитель уверен в своей правоте, необходимо аргументировано обосновать свою позицию; выслушать и принять во внимание точку зрения ученика и подвести к совместному принятию решений, так как совместное принятие решений снизит внутреннее напряжение.
¯ В процессе беседы проанализировать все ошибки в поведении, допущенные как учителем, так и учеником.; определить возможные более правильные формы поведения в подобной ситуации.
2. Метод групповой беседы. К ней прибегает 12% конфликтных и 26% неконфликтных учителей. При использовании этого метода необходимо:
¯ Подготовить все варианты. Это может быть диспут; ролевая игра и ее обсуждение (предлагается ситуация аналогичная конфликту).
¯ Проводится так же как и индивидуальная беседа.
¯ Все ученики должны иметь возможность высказаться.
¯ Все обязательно подводятся к принятию группового решения.
¯ Руководит учитель.
¯ Не проводить в качестве судилища, так как это разбивает класс на группировки.
3. Привлечение других лиц для разрешения конфликта. К этому способу прибегают 52% конфликтных учителей т 8% неконфликтных. Это может быть совет с опытным педагогом с целью разобраться и вынести решение. Если другие лица призываются только для наказания, то конфликт снимается на время, так как причина конфликта не ликвидирована.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.