Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы развития речи детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………………..6
1.1. Общая характеристика речи детей дошкольного возраста ………………………...….6
1.2. Особенности развития активного словаря у детей шестого года жизни ……………..7
1.3. Методы и приемы по развитию активного словаря ……………………………………9
Глава 2. Дидактическая игра и ее роль в развитии активного словаря старших дошкольников ……………………….............................................................................................15
2.1. Понятие и значение дидактической игры в жизни ребенка …………………….....…15
2.2. Виды дидактических игр и их роль в речевом развитии детей ……………………...16
2.3. Использование дидактической игры в развитии активного словаря ………………..17
Глава 3. Описание работы по развитию активного словаря детей старшей группы
ДОУ-9 «Чебурашка» г. Южно-Сахалинска средствами дидактических игр ……………...…21
3.1. Организация исследовательской работы на констатирующем этапе исследования...21
3.2. Описание работы по формированию развития активного словаря через дидактические игры детей старшего дошкольного возраста ………………………...25
Заключение ………………………………………………………………………………………..35
Список используемой литературы …………………………………………………………........37
Приложения …………………………………………………………………………………….....39
Введение
Актуальность. Овладевая языком, ребенок усваивает устойчивые традиции родного языка, учится речетворчеству. Для того, чтобы самостоятельно образовывать слова и понимать услышанное, ребенок должен знать механизм образования слов и научиться им пользоваться.
Во всем видовом многообразии, речь является необходимым компонентом общения и теснейшим образом связана с формированием мышления и воображения ребенка, а также помогает человеку понимать обращенную к нему речь, поддерживать диалог, выражать собственные мысли.
Под активным словарем подразумевается – часть словарного состава языка, которая свободно потребляется в повседневной жизни детьми [14, 7]. Уровень развития активного словаря определяется количественными и качественными показателями.
В дошкольном возрасте словарный запас ребенка увеличивается, но его качественное преобразование целиком опосредованно участием взрослых. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже в младенчестве, то тогда у ребенка идет полноценное развитие всех его психических функций, интеллекта, в соответствии с его возрастными особенностями.
Параллельно с развитием интеллекта развивается и совершенствуется эмоционально-волевая сфера ребенка, коммуникативная и познавательная функции. Но для полноценного развития словаря детей одного общения со взрослыми им недостаточно. Необходимо общение со сверстниками, которое происходит в основном в игровой деятельности.
Игровое общение есть тот необходимый базис, в рамках которого происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.
Игра – это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд человека, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире [2, 36]. Джани Родари утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо». В игре нет схем и правильных образов, ни что не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать – вот что необходимо ребенку [2, 36].
Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра.
Дидактическая игра – это форма обучения игровой деятельности, которая позволяет приобщать детей к текущей жизни в доступных формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Познавательная дидактическая игра в особенности, обеспечивает благоприятные условия для решения педагогических задач, с учетом возможностей детей дошкольного возраст. Ценность различных видов дидактических игр заключается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.