социальная психология
тема: Социализация
цель: дать студентам представление об особенностях процесса современной социализации; научить выделять социальные, феноменологические составляющие этого процесса. Научить применять полученные знания на практике.
План:
1. Понятие социализации
2. Особенности современной социализации
3. Стадии развития личности в процессе социализации
4. Механизмы социализации
5. Институты социализации
В широком смысле социализация – это процесс и результат социального развития человека
И.С. Кон социализация – это совокупность всех социальных и психических процессов, через которые индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.
Таким образом сущность этого процесса в том что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно.
Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций.
Стихийность – многообразными аспектами жизни, свидетелем которого является человек.
Она непосредственно связана с социальным контролем, так как включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, регулируется формальными и неформальными санкциями.
Это двухсторонний процесс, т.е. стихийнее и целенаправленнее влияние. Централизация обеспечивается обучением и воспитанием, стихийность – через средства массовой коммуникации, реальную жизнь и т.д.
Двусторонность проявляется и через единство внутреннего и внешнего содержания.
Внутренний процесс – это процесс формирования целостной личности
Внешний – это совокупность всех социальных воздействий, регулирующих проявление свойственных человеку импульсов и влечений.
В процессе социализации человек выступает как объект и субъект.
Особенности социализации на современном этапе.
1) Длительность по сравнению с предшествующим периодом.
Детство увеличилось и его статус изменился. Если раньше – это подготовка к жизни, то сейчас – уважение и более высокий статус детства (особые законы, охраняющие права, общество более терпимо к детству, так как оно определяет будущее).
2) Гуманизация детства, когда ребёнок выступает в качестве основной ценности семьи и общества.
3) Образование и приобретение профессии. Успехи современного образования обращаются на знания, умения и навыки, а способностью добывать новые знания и использовать их в новых условиях.
4) Творчество. Современные подходы предполагают, что каждый человек– творческая личность (стр. 44).
5) Новые требования к его характерологическим чертам обладать амбивалентностью.
6) Требуется: пластичность и устойчивость; экстернальность – интернальность; конформизм – нонконформизм; экстраверсия – интроверсия; лабильность – ригидность.
Если такая гармонизация невозможна, то необходима компенсация слабовыраженных черт или чрезмерно доминирующих качеств.
Стадии развития личности в период социализации (А.В. Петровский)
1. Адаптация (период детства) человек выступает, как объект общественных отношений, на которые направлено громадные усилия родителей, учителей и т.д.
Происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми системами, элементарными нормами и правилами поведения, социальными ролями, усвоение простых форм деятельности, т.е. человек обучается быть личностью. Если это не происходит, то появляются феральные люди – т.е. кто по каким-либо причинам не прошел социализацию, т.е. усвоил и не воспроизвел социальный опыт (Амала и Камала). Такие люди не могут быть обучены этому впоследствии.
2. Индивидуализация – происходит некоторая обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность – это субъект общественных отношений. На этой стадии он способен проявлять себя как индивидуальная уникальная личность, создавая нечто новое, необычное.
Если на первой стадии важно усвоение, то на второй – воспроизводство, причем в индивидуальных и неповторимых формах.
Индивидуализация определяется противоречием между достигнутым результатом адаптации и потребностью в максимальной реализации своих индивидуальных особенностей, т.е. процесс реализации своего Я.
3. Интеграция – достижение определенного баланса между человеком и обществом, интеграцию субъект объектных отношений личности и социума.
Человек находит тот оптимальный вариант жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе, а также принятию им имеющихся норм.
На этой стадии складываются социально-типические свойства личности, т.е. такие свойства, которые свидетельствуют о принадлежности к социальной группе (определенной).
Таким образом, процесс социализации осуществляется динамика пассивной
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.