Например, тема ознакомления с окружающим «Детский сад» предполагает в дальнейшем развитие игры: во второй младшей группе - с ролями воспитателя, няни, повара, врача; в средней - медсестры, музыкального руководителя, дворника; в старшей - помощника повара, прачки, заведующей. Отображая деятельность этих людей, заботящихся о воспитанниках детского сада, дошкольники строят сюжет на основе личного опыта, обогащенного и упорядоченного систематическим ознакомлением с повседневным трудом людей.
Казалось бы, дети всегда находятся рядом с воспитателем и видят, чем он занят, но во время игры младшие дошкольники очень фрагментарно выполняют эту роль. Педагог, дав детям возможность выразить свои впечатления, может подвести их к новым эпизодам сюжета, напомнить, чем еще занимается воспитатель, например учит ребят рисовать, поливать цветы, играет с ними, рассматривает и читает книги, утешает, если кто-то упал или его обидели, на игровой площадке гуляет с детьми, учит их играть в песочнице, кататься на качелях, спускаться с горки. В такой ориентировочный план можно включить содержание действий педагога в сотрудничестве с няней в столовой, спальне, умывальной.
1
Как пользоваться таким планом при руководстве игрой? Детям предоставляется полная свобода отображения и творческого комбинирования в игре знаний, освоенных при помощи взрослых и самостоятельно. Если же они исчерпали свои замыслы, следует подвести их к новому эпизоду с глубоким нравственным содержанием.
Воспитатель, поспешно укладывая кукол спать, преднамеренно небрежно укрывает их. Ребята должны это заметить и позаботиться о «дочках». Необходимо всегда вызывать заботливое отношение к куклам. Иначе игра лишается воспитательного значения. Если ребята невнимательны, следует естественно переключить их на разыгрывание нового эпизода, например при помощи игрового обращения: кукла жалуется, что ей холодно, неуютно. Такой прием побуждает ребенка потеплее укрыть ее, заботливо подвернуть одеяло. Использование приема игрового обращения налаживает деловое взаимодействие между играющими. Приведем еще пример. В игре «Моряки» капитан и рулевой действуют независимо друг от друга. Тревожный возглас воспитателя: «Впереди мель!» - мобилизует капитана. Всмотревшись, он и в самом деле замечает мель. Без дополнительных побуждений отдает команду рулевому: «Лево руля, обойти мель!» В игре появляется новый эпизод. Отношения детей приобретают нравственную направленность - капитан беспокоится о безопасности судна и пассажиров, рулевой дисциплинированно выполняет приказ и таким образом тоже выражает свою заботу о людях.
С помощью игровых обращений можно активизировать формируемые у детей нравственные отношения и пополнить развиваемый сюжет многочисленными эпизодами.
Педагог легко достигает требуемой цели, если вступает с детьми в ролевые отношения. Советы, предложения, вопросы, напоминания взрослого должны адресоваться ребенку - исполнителю определенной роли.
Воспитатель, находясь рядом с детьми и подыгрывая им, сам может не связывать свои действия с конкретной ролью, а эпизодически вступать в общение поочередно со всеми детьми, на которых надо повлиять в тот или иной момент игры. Ребенок охотно откликается на такое подыгрывание, непроизвольно следуя рекомендациям педагога. Воспитательное влияние игры при этом усиливается.
Игровые обращения можно использовать для создания проблемных игровых ситуаций. Это поможет испытать устойчивость формируемых у детей нравственных отношений.
В средней группе, когда дети кормили куклу завтраком, Вова заметил на ее руке царапину.
Вова. Кровь течет!
Педагог. Там небольшая царапина, это не страшно.
Юра. Она ножом обрезала?
Рома. Покажи, я не видел.
Вова. Смотри!
127
Рома. А у Алены кровь течет из пальца! Надо к медсестре.
Педагог. Ничего страшного. Она позавтракает, а потом пойдет к медсестре. Там небольшая царапина.
Рома. Кровь же течет!
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.