2) внушение - целенаправленное, неаргументированное воздействие. При этом процесс передачи информации основывается на ее некритическом восприятии. Следовательно, внушение действует путем непосредственного формирования психических состояний у других, не нуждаясь в доказательствах и логике. При внушении достигается не согласие как при убеждении, а просто принятие информации, основанное на готовом выводе, в то время как в случае убеждения вывод должен быть сделан принимающим информацию самостоятельно. По своей сути внушение - преимущественно эмоционально-волевое воздействие. Работнику важно знать некоторые закономерности повышения эффекта внушения на клиентов. Одним из решающих условий эффективности внушения является авторитет, создающий особый, дополнительный стимул воздействия - доверие. Авторитет выполняет функцию, так называемой, «косвенной аргументации», своего рода компенсатора отсутствия прямой аргументации, что является специфической чертой внушения.
Другим, не менее важным фактором для управленческого персонала является большая эффективность внушения по сравнению с убеждением в руководстве подчиненными, утомленными дежурством физически. Это связано с тем, что утомление снижает критичность управленческого воздействия, и только внушение в форме решительного обращения к ним способно вызвать реакцию, адекватную ситуации;
3) заражение - особый способ воздействия, особым образом интегрирующий всех людей. Это бессознательная, невольная подверженность людей определенным психическим состояниям.
Одним из наглядных примеров такого состояния может быть спортивный азарт. Подверженность людей таким психическим состояниям осуществляется не через осознанное принятие какой-либо информации, а через передачу определенного эмоционального состояния, своего рода психического настроя. Проявляясь в малых группах и однажды возникнув, эмоциональное состояние многократно усиливается через взаимное воздействие общающихся. Руководителям следует знать, что источником возникновения и распространения заражения могут быть любые люди, а его направленность может быть и отрицательной;
4) подражание имеет ряд общих черт с внушением и заражением, но специфика его состоит в том, что здесь осуществляется не простое принятие внешних черт поведения другого человека или массовых психических состояний как при заражении, а воспроизведение черт и образцов демонстрируемого поведения.
Существует два плана подражания: или какому-то конкретному человеку, или нормам поведения, выработанным в группе. В соответствии с этим любой работник социально-культурной сферы должен стремиться к тому, чтобы быть образцом для подражания, и в то же время заботиться о формировании в группе профессионально важных норм поведения;
5) подавление - это тоже целенаправленное неаргументированное воздействие на человека, принуждающее его к выполнению определенных действий. В отличие от убеждения и внушения подавление не предполагает согласование позиций, например, руководителя и подчиненного. Это властный волевой акт, в результате которого подчиненный вынужден выполнить указание, хотя и не принимает психологически сторону руководителя. Данный способ общения может иметь место в случаях нетактичного поведения подчиненного, а также в ряде нестандартных и экстремальных ситуациях.
Но подавление подавлению рознь. Порой эффект психологического подавления обнаруживается в авторитарном стиле общения, когда руководитель или работник демонстрирует нетерпимость к любым другим точкам зрения. Психологическое подавление может быть и в виде выдержки и спокойствия. Если в поведении другого человека обнаруживается нервозность, неуверенность, то ровный, спокойный, и главное, уверенный тон (иногда с легкой иронией) чаще всего побуждает его к беспрекословному выполнению распоряжения.
Итак, рассмотренные психологические характеристики трехсторонней структуры общения, а также способы общения позволяют определить, что культура общения - это система внутренних ресурсов: коммуникативных, перцептивых, интерактивных, которые необходимы для построения и применения эффективного коммуникативного действия на подчиненных или клиентов в целях достижения нужного результата деятельности.
Литература:
1. Горянина В.А.Психология общения: учебное пособие для студентов. - М.: Издательский цент «Академия», 2002. - 416 с.
2. Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 336 с.
3. Сергеечева В. Азы общения. – СПб.: Питер, 2002. – 224 с. – (Серия «Сам себе психолог»).
4. Столяренко Л.Д. «Психология делового общения и управления». - Ростов н\Д.: Феникс, 2001. - 512 с.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.