-
Формирующий этап проходил с 1 ноября 2009 г. по 24 апреля 2010г.
-
Цель – повысить уровень сформированности экологических понятий и бережного отношения к растительному миру.
-
На данном этапе решались следующие задачи:
-
Разработать и апробировать комплекс занятий по формированию бережного отношения к растительному миру у детей четвертого года жизни.
-
Разработать методические рекомендации для воспитателей по формированию бережного отношения к растениям.
-
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
-
Познавательные занятия по экологии;
-
Игры (экологические, дидактические, настольно-печатные, словесные, подвижные);
-
Наблюдения за растениями в уголке природы, зимнем саду и на участке;
-
Целевые прогулки;
-
Экскурсии в зимний сад;
-
Игровые обучающие ситуации с использованием игрушек и литературных персонажей;
-
Труд в природе.
-
План работы на формирующем этапе (Приложение 10).
Итоги контрольного этапа
-
После проведения работы на формирующем этапе было проведено контрольное исследование. На этом этапе решались следующие задачи:
-
Проанализировать результаты опытно-практической работы.
-
Определить уровень сформированности бережного отношения к растениям.
-
Разработать методические рекомендации по формированию бережного отношения к растениям.
-
Контрольный этап проводился с 26.04.10г. по 30.04.10г.
-
Для решения поставленных задач использовались те же методы, что и на констатирующем этапе:
-
Наблюдение за детьми.
-
Беседа с воспитателем.
-
Анкетирование родителей.
-
Экспертная оценка.
-
Чтобы выявить, повысился ли уровень сформированности бережного отношения к растениям у детей в данной группе был разработан план контрольного этапа. (Приложение 10)
-
Объект занятие во второй младшей группе дошкольного учреждения № 27 «Зарничка» г. Южно-Сахалинска.
-
Цель – закрепить знания детей о комнатных растениях, умение поливать растения из лейки, уточнить способы вытирание пыли с листьев. Поддерживать интерес к растениям, желание ухаживать за ними.
-
Время наблюдения 27 апреля 2010 года. Продолжительность 10-10.20. Занятие проводилось в зимнем саду воспитателем дошкольной группы.
-
Экспертная оценка показала, что 5 детей (Полина Лиина, Вова, Илья, Даша) находятся на высоком уровне, что составляет 42 %; 7 детей (Артем, Настя, Виталина, Полина, Никита, Кристина, Альбина) находятся на среднем уровне, что составляет 58 %, низкого уровня нет. (Приложение 14). Результаты экспертной оценки наглядного представлены в виде диаграммы. (Приложение 15)
-
Таким образом, результаты контрольного этапа показали, что проведение комплекса занятий по формированию бережного отношения к растениям способствует повышению уровня экологической культуры у детей четвертого года жизни.
Методические рекомендации
-
Систематически целенаправленно наблюдение за растительным миром, чтобы бережное отношение к природе происходило в непрерывной последовательности.
-
Предлагать детям экологические игры с постепенным усложнением игровых правил, задач.
-
Развивать творческую активность, инициативу и самостоятельность детей по уходу за растениями.
-
Создавать развивающую среду, способствующую экологической культуры.
-
При организации учебной и игровой деятельности учитывать уровень сформированности бережного отношения детей четвертого года жизни к природе, их психологические особенности и интересы.
-
Оказывать методическую помощь родителям при организации наблюдателей, прогулок в лес, на дачу, экологических игр дома по средствам консультаций, бесед, выставок.
Заключение
-
Изучив психолого-педагогическую литературу и проведя опытно-практическую работу по теме мы пришли к выводу, что формирование бережного отношения к растениям повышает экологическую культуру у детей четвертого года жизни.
-
При сравнительном анализе констатирующего и контрольного этапов исследования выяснилось, что у детей повысился уровень сформированности бережного отношения к растениям у детей.
Анализ результатов на формирующем этапе
-
1 ребенок на высоком уровне, что составил 8%.
-
5 детей на среднем уровне, 42%
-
6 детей на низком уровне, 50%
-
На формирующем этапе:
-
5 детей на высоком уровне 42%.
-
7 детей на среднем уровне 58%
-
На низком уровне детей нет.
-
Из этого видно, что высокий уровень повысился на 34%, средний уровень повысился на 16%, на низком уровне детей нет. (Приложение 16)
-
Цель достигнута. Гипотеза подтверждена.
Спасибо за внимание