Таким образом, план работы педагогов состоит не из выдержек задач и содержания из какой-либо образовательной программы или методического пособия. План — это «живая материя», составляемая всеми педагогами вместе на текущий день. Он не фиксируется на бумаге и не хранится как свидетельство осуществления профессиональной деятельности педагогов. Результаты разумного, обоснованного планирования педагогических действий (педагогической поддержки собственной активности детей) — в результатах развития каждого ребенка, которые фиксируются в ежедневных наблюдениях. В течение недели у педагогов есть 8 часов рабочего времени (из 39) для работы с документацией — ведения портфолио, планирования (осуществляется всеми вместе утром за полчаса до начала работы с детьми), оформления наблюдений, подготовки материалов, общения с родителями. Каждый педагог получает несколько детей «под опеку» и сопровождает их все время, пока они посещают детский сад.
Родители. Идеи концепции «Эйнштейн» относительно взаимодействия с родителями воспитанников формулируются как партнерские, основанные на признании права родителей воспитывать детей в своих культурных традициях, на стремлении выработать единый взгляд на развитие ребенка, на поддержке родительских действий. Двери детского сада открыты для родителей в любое время. Один-два раза в месяц родители приносят в детский сад различные вкусности — фрукты, овощи, орехи, сыры, традиционные для Германии или национальные блюда своей семьи. Вместе с родителями дети сервируют «шведский стол», где каждый сам выбирает угощение. Если завтрак с родителями приурочен к какому-либо значимому для всех событию (Рождество, День благодарения и пр), в импровизированную программу включается и коллективное пение.
Взаимодействие с другими. Для реализации творческого проекта каждый детский сад может пригласить к себе специалистов: дизайнера, художника, музыканта, скульптора, режиссера. Не для того, чтобы в «свободное от детей время» создать в интерьере инсталляцию, расписать стены или сформировать альпийскую горку, а для того, чтобы вместе с детьми, выбирая тему и материал, обсуждая задачу и распределяя обязанности, обучая в практических действиях основам техники, создать нечто уникальное. В освоение творческих технологий вовлечены и семьи, и педагоги. Это формирует сферу общих интересов, придает предметность и неординарность общению, обеспечивает поступательное и очень эффективное развитие совместной деятельности, так как большинство технологий оказывается принципиально новым делом как для детей, так и для взрослых. Одним из «побочных», но не маловажных эффектов реализации таких творческих проектов является то, что детский сад получает в собственность авторское творение. Участие специалистов — дело добровольное, но не волонтерское. Стимулом служит небольшой фант от Управления по делам семей и молодежи, в основном покрывающий расходы на материал и оборудование. В детском саду «Вилла «Цукерберг» в течение нескольких лет было реализовано три проекта — камнерезный (создание скульптур из известнякового туфа), музыкальный (постановка музыкального спектакля) и мозаичный (создание мозаичных композиций из смальты).
Управление. В детских садах нет привычных для нас кабинетов заведующего и методиста. Есть бюро, в котором все сотрудники встречаются, обсуждают насущные дела, обмениваются идеями, учатся, хранят личные вещи. Соответственно, нет дистанции между всеми участниками образовательного процесса, нет разобщенности, но есть уважение, признание профессионализма, общей ответственности за процесс и результат.
Обруч № 4 2011, С. 36-39
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.