Философия и религия. Естествознание и религия в системе культуры

Страницы работы

Фрагмент текста работы

                                    Вопросы философии №12, 1992г. Стр. 42-54

                                             ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

                                 Естествознание и религия в системе культуры

                                       ,

В нашем быстро меняющемся мире можно, тем не менее, считать сегодня почти общепринятым признание необходимого наличия в культурекак религии, так и естествознания. Это не означает, что отсутствуют крайние точки зрения. Есть позиция, согласно которой наука должна быть сохранена лишь как средство достижения тех или иных узко утилитарных целей и лишена какого бы то ни было общекультурного значения. Другая позиция недавно была господствующей в официальной идеологии Советского государства. Нам представляется, что обе эти точки зрения не могут быть сегодня сколько-нибудь аргументированно отстаиваемы. Но именно потому, что в нашей культуре вторая позиция долгие годы была господствующей под именем "научного воинствующего атеизма", имеет смысл сразу определиться по этому вопросу.

Так называемый научный атеизм был поставлен в нашей стране в оранжерейные условия; против его оппонентов прежде всего работали аргументы НКВД и ГУЛАГа, какая бы то ни было полемика в этих условиях была невозможна. Это, естественно, привело к тому, что мощнейшее течение человеческой культуры, связанное со светским характером образования и воспитания, антиклерикализмом и свободомыслием, превратилось в рахитичное существо, обреченное на прозябание. Мы убеждены, что только в открытой и честной полемике свободомыслие способно возродиться и обрести в нашей стране тот высокий престиж, который оно всегда имело и сохраняет до сих пор в развитых цивилизованных странах.

Проблемы, связанные с взаимоотношением религии и науки, с местом, занимаемым ими в системе культуры, сложны и многогранны. Мы, не претендуя на полноту освещения всей этой проблематики, хотели бы с самого начала сформулировать ряд признаков, резко отличающих науку и научное мировоззрение, с одной стороны, и религию и религиозное мировоззрение, — с другой.

1. Наукакак система объективного знания не может быть связана в своем содержании с теми или иными особенностями отдельных наций, этнических групп и даже целых регионов. Это, конечно, не исключает ни того, что она возникла во вполне определенных регионах, ни того, что в разных странах достигнут разный уровень ее развития. Но по своему содержанию наука наднациональна, космополитична.

2.   Наука единственна, религия множественна. Этот признак тесно связан с первым, но мы считаем целесообразным выделить его в особый. Реальным фактом является то обстоятельство, что наука одна, а религий (даже мировых) все равно много.

3. Научное знание именно в силу своего объективного характера носит и надличностный характер. Религиозное знание всегда имеет личностную форму — это заветы предков, тексты пророков, знания, открытые богоизбранным личностям высшей силой и т.д.

4. Как это ни покажется на первый взгляд тривиальным, наука натуралистична. Оставаясь наукой, она в принципе не может вводить никаких сверхъестественных факторов. Собственно, слова "сверхъестественный" и "сверхнаучный" тождественны

Похожие материалы

Информация о работе