Рис.4. Матрица “Бостон консалтинг групп”
“Звезды” имеют большую долю на рынке и высокие темпы объема продаж. “Дойные коровы” также имеют большую долю на рынке, но для них характерны низкие темпы роста продаж. “Трудные дети” имеют низкую долю на рынке и высокие темпы роста продаж. “Собаки” - товары, длительное время находящиеся на рынке, но имеющие небольшой объем продаж. Относительно таких товаров фирма должна решить, стоит ли ей обеспечивать их продажу на данном рынке или ей лучше уйти с рынка.
Таким образом, товары фирмы в течение жизненного цикла проходят путь от “Трудных детей” к “Звездам”. В период зрелости они становятся “Дойными коровами”, а полученная от продаж прибыль служит источником финансирования следующих поколений “Звезд” и отдельных выбранных товаров из “Трудных детей”.
Чтобы товарная номенклатура фирмы была оптимальной, она должна содержать товары, находящиеся в разных клеточках матрицы “Бостон консалтинг групп”, то есть на разных этапах жизненного цикла.
Идеями новых товаров для фирмы “Визит” могут быть следующие:
1) развитие деятельности в сфере рекламы (например, изготовление плакатов, рекламных афиш, плакатов и надписей на наружных поверхностях и внутри транспортных средств и т.п.);
2) полиграфическая деятельность (изготовление рекламных брошюр, проспектов, информационных материалов для почтовой рассылки;
3) изготовление этикеток, наклеек, оформление упаковок.
Фирма “Визит” может также заняться, например, разработкой и производством новых, необычных средств распространения рекламы (реклама на фасадах зданий, газосветные установки).
Процесс создания нового товара включает в себя несколько этапов (см. рис.5).
Рис.5. Основные этапы создания нового товара
Пробный маркетинг является одним из важных этапов создания фирмой нового товара. Основными его задачами являются:
1) установление возможного объема продаж и предполагаемой прибыли;
2) установление приемлемости технологии производства нового товара.
В этих целях фирма предлагает товар по установленной цене в нескольких сегментах целевого рынка. Фирма изучает отношение потенциальных покупателей к новому товару, анализирует их замечания и предложения. На основе собранной и изученной информации составляется доклад о возможном переходе к массовому производству нового продукта и предоставляется руководству фирмы.
Для успешного проведения пробного маркетинга фирме “Визит” необходимо собрать и обработать по возможности наиболее полную и детальную информацию об отношении потенциальных покупателей к новому виду продукта/услуги. Для этого целесообразно выявить, например, при помощи опросов, какая реклама оказывает наибольшее влияние (является более убедительной), привлекает внимание потребителей и т.п. Необходимо также выяснить, на какие виды рекламы наибольший спрос среди производителей товаров и услуг, в каких сферах рекламной деятельности имеется рыночное окно.
|
|
Рис.7. Определение точки безубыточности
II. Исследовать основные направления совершенствования товарной политики фирмы, определить наиболее перспективное направление и представить разработку этого направления.
Работа представляется на формате листов А-4 в компьютерном наборе.
Литература:
1. Основы маркетинга. Учебное пособие. Под ред. М.А.Акулича, Минск, “Технология”, БГЭУ 1997, стр. 66-81.
2. Маркетинг в управлении фирмой. Учебное пособие. Под ред. И.А.Акулича, Минск “Пропилеи” БГЭУ, 1999, стр. 28-60.
3. Макконнелл и БРЮ. Экономикс. М.: Республика 1992, стр. 69-75.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.