Одноцепная транспонированная воздушная линия с нерасщепленной фазой

Страницы работы

Фрагмент текста работы

расположении фаз по вершинам равностороннего треугольника равно междуфазному расстоянию (Dcp = Dмф), а при горизонтальном расположении (Dab = Dbc = Dмф, Dсa = 2Dмф)

Dcp =  = Dмф   = 1,26 Dмф.                                      (4.68а)

Надпись:    Рис. 4.3. Произвольное взаимное расположение фаз одноцепной  воздушной линии электропередачи

Погонная емкостная проводимость.

Под действием электростатического поля между проводами фаз, а также между проводами и землей возникают токи смещения, изменяющиеся по синусоидальному закону и практически не имеющие активной составляющей, так как потери, связанные с переориентацией диполей диэлектрика (в данном случае воздуха), ничтожно малы. Значения этих токов называются зарядными и определяются частичными емкостями между  фазами и между каждой из фаз и землей.

При транспозиции результирующий зарядный ток фазы определяется так называемой "рабочей" (эквивалентной) емкостью линии (Со, Ф/км), которой соответствует погонная емкостная проводимость (bо, См/км), определяемая выражением

bo = Со =                      (4.69),

где  — относительная диэлектрическая проницаемость, о.е.;  = 1/(4* п* 9*106) — электрическая постоянная, Ф/км, остальные обозначения те же, что и в выражении (4.67).

При fном = 50 Гц с учетом того, что для воздуха е = 1,

bo = 314/[18*10ln(Dср/Dпр)] = 17,4*10/ln(Dcр/Rпр)                                   (4.69а) или                            bо = 7,58*10 /lg(Dср/Rпр).                                                               (4.69 )

Погонная активная проводимость. Электростатическое поле линии при определенных условиях вызывает ионизацию слоя воздуха вблизи поверхностей проводов фаз. Это явление, получившее название явления коронирования проводов (или коротко явления короны), возникает при превышении напряженностью электрического поля на поверхности провода некоторого критического значения. Коронирование проводов сопровождается акустическим шумом и помехами радио- и телевизионному приему.

Затраты активной мощности на ионизацию воздуха (потери мощности на корону — dРкор) в схеме замещения учитываются введением активной проводимости линии (g). Ее погонное значение (gо, См/км) приближенно может быть определено по среднегодовым погонным значениям потерь мощности на корону (dР кор0)  и номинальному напряжению линии (Uном) согласно выражению

gо =  dРкор0/U ном                                                                       (4.70)

Значения dРкоро определяются экспериментально для различных районов страны и приводятся в соответствующей справочной литературе [5, 20]. У воздушных линий (ВЛ) с нерасщепленной фазой при напряжениях 110 кВ и менее потери на корону пренебрежимо малы, поэтому их схемы замещения не содержат поперечных ветвей с активной проводимостью. Лишь начиная с Uном = 220 кВ потери на корону становятся более или менее заметной величиной в суммарных потерях мощности, что влечет за собой необходимость их учета в технико-экономических расчетах. Однако в расчетах режимов электрических сетей 220 кВ при проектировании обычно используют схемы замещения линий без активных проводимостей, так как возникающая при этом погрешность в определении режимных параметров не превышает погрешности исходных данных.

Наряду с абсолютными значениями погонных параметров полезно представлять и соотношения между активным и индуктивным сопротивлениями


v = ro/xo,                          (4.71)

активной и емкостной проводимостями

s = gо/bо,                                (4.72)

а также погонные значения зарядной мощности

.                         (4.73)

Знание значений этих параметров позволяет ориентироваться в выборе подходящего для целей исследования или расчета варианта схемы замещения линии (рис. 4.4).


Надпись:  

Рис. 4.4. Варианты схем замещения линий электропередачи:

а - общего вида; б - упрощенная (без учета активной проводимости поперечных ветвей); в - приближенная (при замене поперечных ветвей постоянной зарядной мощностью); г - без поперечных ветвей (при пренебрежении как активной, так и емкостной проводимостью); д - без учета индуктивного сопротивления и проводимостей

Значения и соотношения погонных параметров. Анализ зависимостей погонных параметров ВЛ 35—220 кВ от сечения провода [21] показывает, что значения реактивных параметров претерпевают значительно меньшие изменения по сравнению с погонным активным сопротивлением, что объясняется положением радиуса провода под знаком логарифма в формулах (4.676) и (4.696). Так, если погонное активное сопротивление меняется при увеличении сечения от 50 до 500 мм2 в диапазоне от 0,6 до 0,06 Ом/км, то пределы изменения индуктивного сопротивления составляют 0,44—0,39 Ом/Км и в качестве среднего значения в приближенных расчетах может быть принято значение доср =0,41 Ом/км.

Соотношение ro/xo = v в силу незначительного изменения хo имеет практически такой же резко падающий характер, что и rо, меняясь в пределах от 1,4 до 0,15. Лишь при Uном = 220 кВ (при использовании больших сечений — от 240 до 500 мм2) этот диапазон сокращается до 0,28—0,15. Это означает, что в расчетах режимов сетей 35—150 кВ пренебрегать активным сопротивлением линий недопустимо.

Аналогично xo, погонная емкостная провбдимость меняется в диапазоне лишь от 2,58 до 2,95 мкСм/км, а среднее значение составляет boср == 2,72 мкСм/км.

Погонное значение зарядной мощности (Qco) при незначительном изменении bo в основном определяется номинальным напряжением линии [см. формулу (4.73)]. При Uном = 35 кВ это значение составляет лишь 3—4 квар/км, что, в свою очередь (с учетом того, что до = 0), вообще позволяет отказаться от учета поперечных ветвей в схеме замещения (рис. 4.4, г). При напряжениях 110—220 кВ такой учет необходим, так как значение зарядной мощности с ростом Уцом оказывает все большее влияние на баланс реактивной мощности в линии. Вместе с тем при проектировании наряду со схемой рис. 4.4, б часто используют и приближенную схему замещения (рис. 4.4, б), в которой qc определяется по значениям Qco. Последние слабо зависят от сечения, и поэтому могут быть использованы усредненные значения (Qcocp), которые составляют: 33 квар/км для Uном = 110 кВ, 60 квар/км для Uном = 150 кВ, 131 квар/км для Uном = 220 кВ.

При Uном = 220 кВ определенная по справочным данным [5] погонная активная проводимость на два порядка меньше емкостной (s = = 2,35-0,9%) и в большинстве практических расчетов ею пренебрегают, используя при этом упрощенную схему замещения, рис. 4.4, б.

Волновые параметры и натуральная мощность. Значения погонных параметров линии непосредственно определяют величины ее волнового сопротивления Zв согласно выражению (4.10) и постоянной распространения, электромагнитной волны     соответствии с (4.7).

Анализ зависимостей волновых параметров линий 35—220 кВ от сечения

Похожие материалы

Информация о работе