Социальная психология: Учебное пособие (Социальная психология как наука. Характеристика коммуникативной стороны общения. Психология больших социальных групп)

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Данное пособие ставит целью оказать помощь студентам заочной формы обучения самостоятельно овладеть системой знаний в объеме действующей программы, соответствующей Государственному образовательному стандарту.

Пособие содержит основные дидактические единицы, четкие их определения, классификацию социально-психологических явлений.

В пособии в кратком изложении даны необходимые темы, в конце каждой предложены контрольные вопросы, с помощью которых студенты самостоятельно могут проверить свои знания. Предлагается список основной и дополнительной литературы, вопросы для итогового зачета.

Необходимость в пособии обусловлена тем, что на современном рынке учебной литературы по «Социальной психологии» пока еще очень мало учебников, пособий для СПО, а те, что предназначены для ВУЗов слишком объемны и сложны для восприятия среднего звена. Поэтому данное учебное пособие адресовано студентам колледжа заочной формы обучения, которое активизирует их интерес к Социальной психологии, к особенностям поведения людей в разнообразных общественных условиях и общностях, к совместным действиям и поступкам людей.


ТЕМА 1. Социальная психология как наука

План

1.  Социальная психология в системе научного знания.

2.  Современные представления о предмете социальная психология.

3.  Методы социально - психологического исследования.

4.  Становление отечественной социальной психологии.

1. Социальная психология в системе научного знания

Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.

Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии.

В определенном смысле слова - социальная психология выступает как общественная наука, поскольку реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.

Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни:

-  из области промышленного производства;

-  различных сфер воспитания;

-  области демографической политики;

-  средств массовой информации;

-  спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д.

Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций.

Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций относятся ко второй половине XIX в. К числу подобных концепций можно отнести:

•  «психологию народов» (М. Лазарус, X. Штейндалъ, В. Вундт);

•  «психологию масс» (С. Селье, Г. Лебон);

•  теорию «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).

Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились труды английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».

После первой мировой войны в США и в других развитых странах велась разработка социально-психологических проблем, востребованных со стороны производства, армии, пропаганды и т. п., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.

В конце 50 — начале 60-х гг. начались дискуссии о судьбах социальной психологии. Основная полемика касалась двух вопросов:

•  понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;

•  соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией - с другой.

Возникнув на стыке двух наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин считает своим долгом включить ее в свой состав. Среди причин подобного положения можно отметить:

•  во-первых, историю развития социальной психологии, которая зарождалась в недрах этих наук;

•  во-вторых, объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психологические феномены. В ситуациях совместной деятельности людей также возникают совершенно особые типы связей общения и взаимодействия между ними, анализ которых невозможен вне системы социологического знания.

Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки, и здесь можно выделить четыре позиции ученых:

•  социальная психология — есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, потому она опирается больше на методы социологии;

•  социальная психология — это часть социологии, исследующая в основном

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Учебные пособия
Размер файла:
829 Kb
Скачали:
0