Данное пособие ставит целью оказать помощь студентам заочной формы обучения самостоятельно овладеть системой знаний в объеме действующей программы, соответствующей Государственному образовательному стандарту.
Пособие содержит основные дидактические единицы, четкие их определения, классификацию социально-психологических явлений.
В пособии в кратком изложении даны необходимые темы, в конце каждой предложены контрольные вопросы, с помощью которых студенты самостоятельно могут проверить свои знания. Предлагается список основной и дополнительной литературы, вопросы для итогового зачета.
Необходимость в пособии обусловлена тем, что на современном рынке учебной литературы по «Социальной психологии» пока еще очень мало учебников, пособий для СПО, а те, что предназначены для ВУЗов слишком объемны и сложны для восприятия среднего звена. Поэтому данное учебное пособие адресовано студентам колледжа заочной формы обучения, которое активизирует их интерес к Социальной психологии, к особенностям поведения людей в разнообразных общественных условиях и общностях, к совместным действиям и поступкам людей.
ТЕМА 1. Социальная психология как наука
План
1. Социальная психология в системе научного знания.
2. Современные представления о предмете социальная психология.
3. Методы социально - психологического исследования.
4. Становление отечественной социальной психологии.
1. Социальная психология в системе научного знания
Социальная психология — отрасль психологии, изучающая закономерности психических явлений, поведения и деятельности людей, обусловленные фактором их включения в социальные группы, а также психологические характеристики этих групп.
Социальная психология занимает особое место в системе научного знания. Она возникла на «перекрестке» двух наук: социологии и психологии.
В определенном смысле слова - социальная психология выступает как общественная наука, поскольку реальный социальный контекст во многом определяет проблематику ее научных исследований.
Запросы на социально-психологические исследования поступают из всех сфер общественной жизни:
- из области промышленного производства;
- различных сфер воспитания;
- области демографической политики;
- средств массовой информации;
- спорта, науки, управления, сферы обслуживания и т. д.
Становление социальной психологии связано с потребностями в организации и управлении группами людей, занятых выполнением каких-либо совместных функций.
Первые попытки создания самостоятельных социально-психологических концепций относятся ко второй половине XIX в. К числу подобных концепций можно отнести:
• «психологию народов» (М. Лазарус, X. Штейндалъ, В. Вундт);
• «психологию масс» (С. Селье, Г. Лебон);
• теорию «инстинктов социального поведения» (У. Макдугалл).
Началом существования социальной психологии как особой дисциплины считается 1908 г., когда одновременно появились труды английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса, в названиях которых содержался термин «социальная психология».
После первой мировой войны в США и в других развитых странах велась разработка социально-психологических проблем, востребованных со стороны производства, армии, пропаганды и т. п., а также общих методологических принципов построения социальной психологии как экспериментальной науки.
В конце 50 — начале 60-х гг. начались дискуссии о судьбах социальной психологии. Основная полемика касалась двух вопросов:
• понимания предмета социальной психологии и соответственно круга ее задач;
• соотношения социальной психологии с психологией, с одной стороны, и социологией - с другой.
Возникнув на стыке двух наук (психологии и социологии), социальная психология до сих пор сохраняет особый статус, который приводит к тому, что каждая из родительских дисциплин считает своим долгом включить ее в свой состав. Среди причин подобного положения можно отметить:
• во-первых, историю развития социальной психологии, которая зарождалась в недрах этих наук;
• во-вторых, объективное существование такого класса фактов общественной жизни, которые сами по себе могут быть исследованы лишь при помощи объединенных усилий двух наук: психологии и социологии. Любое социальное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, в которой обнаруживаются психологические феномены. В ситуациях совместной деятельности людей также возникают совершенно особые типы связей общения и взаимодействия между ними, анализ которых невозможен вне системы социологического знания.
Вопрос о месте социальной психологии в системе научного знания до сих пор не нашел окончательного разрешения. Он связан с проблемой «границ» социальной психологии как науки, и здесь можно выделить четыре позиции ученых:
• социальная психология — есть часть психологии, которую интересует социальная проблематика, потому она опирается больше на методы социологии;
• социальная психология — это часть социологии, исследующая в основном
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.