Очевидно, что интенсивность света может зависеть только от расстояния от центра картины Р. При малых m Am+1 мало отличается от А1. Поэтому в точке Р интенсивность будет почти такая же, как при отсутствии преграды между S и Р. Т.е. в центре картины при любом m ( четном или нечетном) получается светлое пятно.
Экспериментальная часть
Описание установки.
Работу проводят на установке, принципиальная схема которой показана рис. 5. В рассматриваемой работе для проведения опытов используется полупроводниковый лазер с длиной волны 670 нм ( излучение красного цвета). В корпус лазера вмонтирована специальная оптика, коллимирующая параллельный пучок. Лазер имеет отдельный блок питания, подключается к напряжению 220 В, 50 Гц и имеет небольшие размеры. Хорошее качество излучения и малые габариты делают использование полупроводникового лазера более предпочтительным, чем использование других исторически традиционных способов получения монохроматического излучения.
2 5 1 4 3 Рисунок 5. Схема установки |
Лазер в оправе и на рейтере установлен в крайнее положение 1 оптической скамьи. Короткофокусная линза 2 в оправе и на рейтере ставится в крайнее положения паза 3, ближайшее к лазеру так, чтобы пучок света от источника, точно попадал в центр линзы. Так как лазер излучает плоскопараллельный пучок света, то назначение линзы - сделать пучок расходящимся со сферической волновой поверхностью. Это удовлетворяет условиям Френеля.
Для определения параметра «a» достаточно узнать фокус линзы и расстояние от линзы до преграды (отверстие, либо диск). Преграда 4 устанавливается в оправе и рейтере между линзой и экраном и может перемещаться между ними вдоль паза 3. На противоположном конце оптической скамьи устанавливается экран, на котором, в случае необходимости, магнитами крепится лист чистой бумаги. На нем можно зафиксировать (отметить или зарисовать) наблюдаемую в эксперименте дифракционную картину. Рейтеры устроены так, что позволяют производить юстировку лазерного луча по высоте и в горизонтальной плоскости. Крайние рейтеры, в которых установлены экран 5, и лазер 1 закреплены на оптической скамье жестко.
ВНИМАНИЕ !!! Попадание в глаза прямого лазерного пучка опасно для Вашего зрения. При работе с лазером его свет можно наблюдать ТОЛЬКО (!) после отражения от рассеивающих поверхностей и экранов.
Порядок выполнения работы
1. Поместить в паз 3 на оптическую скамью между линзой и экраном рейтер с отверстием и добиться появления на экране наиболее интенсивного проходящего пучка. Это означает, что источник света, (его мнимое изображение) - отверстие-центр изображения на экране находятся на одной прямой, перпендикулярной плоскости преграды и экрана.
2. Перемещая рейтер с отверстием вдоль луча, отметить его положения, при которых в центре экрана наблюдается минимум освещенности (темное пятно m = 2, 4 и т.д.), либо максимум освещенности (при m = 3, 5 и т.д.)
3. Дифракционные картины зарисовать.
4. Измерить «a» - расстояние от фокуса линзы до отверстия и «б» - расстояние от отверстия до экрана. Изменить расстояния. Таких измерений надо проделать 3-5 раз. Измеренные значения по «a» и «b» занести в таблицу.
5. Определившись с m подставить результаты измерений в выражение (5) и найти диаметр отверстия.
6. Рассчитать ошибку измерений.
7. Установить на пути луча непрозрачный диск.
8. Перемещая диск вдоль луча, наблюдайте интерференционную картину на краях диска. Убедитесь в существовании светлого пятна в центре дифракционной картины.
9. Дифракционные картины зарисовать
Вопросы для допуска к работе.
1. Какие требования по технике безопасности необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
2. Как осуществляется настройка приборов и лазерного луча?
3. Какие измерения проводятся в настоящей работе и в каком порядке?
4. Как будете представлять результаты работы?
Вопросы для защиты работы.
1. Сформулируйте принцип Гюйгенса.
2. Сформулируйте принцип Гюйгенса- Френеля. Чем он отличается от принципа Гюйгенса?
3. В чем сущность метода зон Френеля и какие задачи он позволяет решать?
4. Почему волны, приходящие от рядом расположенных зон на волновой
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.