ТАКТИКИ ПОВЕДЕНИЯ, НЕ СПОСОБСТВУЮЩИЕ ВЫРАВНИВАНИЮ НАПРЯЖЕНИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ
1. Перебивание партнера.
2. Проявление антипатии, пренебрежения к собеседнику.
3. Унижение партнера, переход на личности, оскорбление.
4. Мелочные придирки.
5. Стремление преувеличить свой вклад и преуменьшить вклад оппонента.
6. Нежелание признавать свои ошибки и правоту собеседника.
7. Сокращение дистанции, посягательства на права партнера.
8. Давление, угрозы.
9. Попытки перевести обсуждение в другую плоскость.
10. Некомпетентность, несдержанность.
УПРАВЛЕНИЕ МЕЖЛИЧНОСТНЫМИ И ГРУППОВЫМИ КОНФЛИКТАМИ
Стратегии управления конфликтами:
1. Предотвращение или профилактика:
а) выявить и устранить реальный предмет конфликта;
б) привлечь в качестве арбитра незаинтересованное лицо и проявить готовность подчиниться его решению;
в) найти возможность склонить одного из конфликтующих к отказу от предмета конфликта в пользу другого.
2. Управление конфликтами или/и конфликтными отношениями на стадии их возникновения;
3. Использование результатов отдельных актов конфликтной ситуации, борьбы, а также результатов разрешения конфликта (как конструктивных, так и деструктивных);
4. Стратегия подавления конфликта в необратимо деструктивной фазе и беспредметного конфликта:
а) сократить число конфликтующих;
б) разработать систему регламентов поведения и деятельности;
в) создать условия, препятствующие непосредственным контактам конфликтующих;
5. Стратегия отсрочки (временная мера, позволяющая на время ослабить конфликт):
а) изменить «силу» одной из сторон в глазах другой;
б) изменить представление сторон о мотивах, условиях конфликта;
в) изменить значимость, ценность объекта конфликта в глазах конфликтующих, сделав конфликт бесцельным, мелким, бесполезным;
г) в последствии, подготовив соответствующие условия, перейти к радикальному устранению оснований конфликта;
6. Проектирование и конструирование конфликтов и их последствий.
Профилактика конфликтов основана, прежде всего, на предвосхищении и
блокировании источников конфликтов.
ЭТАПЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА:
1. Признать наличие конфликта.
2. Определить участников конфликта.
3. Очертить границы конфликта – общие термины, видения, сомнения.
4. Перечислить возможные варианты решения – дискуссия, «мозговая атака».
5. Добиться соглашения – отобрать приемлемые варианты, согласовать документы.
6. Воплощать в жизнь принятые решения – разработать мероприятия, установить сроки, определить исполнителей.
7. Оценить принятые решения – степень удовлетворенности, выявить нерешенные проблемы.
Решение конфликта представляет собой устранение полностью или частично причин, породивших конфликт, либо изменение целей участников конфликта.
Управление конфликтом – это целенаправленное действие по устранению причин, породивших конфликт, их минимизация, или воздействие на поведение участников конфликта.
Разрешение конфликта является удачным не тогда, когда оно отвечает каким-то принципам «высшей справедливости», а тогда, когда конфликтующие стороны удовлетворены этим самым решением и могут на его основе в дальнейшем эффективно взаимодействовать.
СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
Разрешение конфликта с учетом сущности и содержания противоборства.
Для преодоления межличностных противоречий необходимо, прежде всего, реалистично оценить суть конфликта, а именно:
а) установить не только непосредственный повод конфликтного столкновения, но и его причину, которая нередко маскируется участниками конфликта; б) определить «деловую (объективную) зону» конфликта;
в) уяснить субъективные мотивы вступления людей в конфликт.
Разрешение конфликта усложняется, если его пытается урегулировать представитель одной из противоборствующих сторон, т.к. ему сложнее сохранять непредвзятость и в полной мере понять суть конфликта.
Объективно участник конфликта вынужден стать исследователем
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.