Подпрограммы в языках программирования TurboPascal и Qbasic

Страницы работы

41 страница (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Изучение использования подпрограмм в языках программирования занимают важное место в школьном курсе информатики. Рассматриваются основные способы описания и обращения к подпрограммам. Изучаются основные типы переменных.

Целью раздела «Использование подпрограмм в языках программирования Turbo Pascal и QBasic» является освоение приемов использования подпрограмм и обращения к ним.

Для изучения данной темы нужно обязательно знать типы переменных.

ГЛАВА 1

Подпрограммы в языке программирования

При разработке программы иногда появляются повторяемые группы действий или возникает необходимость разделить программу на функциональные модули, сделать ее структуру иерархической. Для этого во всех языках программирования существуют средства организации подпрограмм. Для решения сложной задачи рекомендуется сначала алгоритм, а затем и программу разрабатывать “сверху вниз”, от более общего плана к детальному. В таком виде главная программа соответствует укрупненному плану решения задачи, а ее команды – вызову соответствующей подзадачи, реализованной в виде подпрограммы. Идя по такому пути создания программы, можно отдельные мелкие функции реализовывать сначала в виде небольших подпрограмм, проверять их на контрольных примерах и, только убедившись в правильности работы, включать в состав основной программы. Это удобнее проделывать, имея в распоряжении язык, позволяющий полностью выделить подпрограмму из текста основной программы в виде отдельного модуля. Использовавние подпрограмм дает возможность разрабатывать программу по частям, поручать реализацию больших проектов группам разработчиков. В состав групп входят специалисты данной науки или призводства, из области которой решается задача, разрабатывающие алгоритм и структурирующие данные в программе для компьютера.

Подпрограмм может быть несколько, их описания располагаются  одно за другим.

Подпрограмма – это специальным образом оформленный алгоритм, который может многократно использоваться при решении более общей задачи.

§1. Подпрограммы в языке программирования Turbo Pascal

Все подпрограммы в языке Pascal можно разделить на две группы: процедуры и функции.

Подпрограммы – функции.

Если после обработки данных должен быть получен результат в виде одного значения определенного типа, то используют функции. 

Функция – это последовательность инструкций, имеющая имя и результат.

Значение функции свзано с ее именем, поэтому имена  функций можно использовать в выражениях. Выполнение инструкций функции происходит при вычислении значений выражений, в которых имя функции используется в качестве операнда.

Процесс перехода от инструкции функции к инструкциям программы, вызвавшей функцию, называется возвратом из функции.

Обращение к функции

В общем виде инструкция обращения к функции выглядит так:

переменная:=функция(параметры);

где:

Ю  переменная – имя переменной, которой надо присвоить значение, вычисляемое функцией;

Ю  функция – имя функции, значение которой надо присвоить переменной;

Ю  параметры – список параметров, которые используются для вычисления значения функции

В качестве параметров обычно используют переменные программы или выражения.

Пример:

Y:= abs(x);

N:= sin(v);

X:= -b-sqrt(d);

Следует обратить внимание:

·  каждая функция возвращает значение определенного типа, поэтому тип возвращаемого значения или, как говорят, тип функции должен совпадать с типом переменной, которой присваивается значение функции;

·  тип и количество параметров для каждой конкретной функции строго определены, но некоторые встроенные функции допускают использование параметров различных типов.

Объявление функции

Объявление функции в общем виде выглядит так:

Function   Имя (параметр1: тип1,…, параметр к: тип к): тип;

Var

{здесь объявление внутренних переменных функции}

Begin

{здесь инструкции функции}

имя:= выражение;

End.

Где:

Ю  function – зарезервированное слово языка TP, обозначающее, что далее следуют инструкции, реализующие функцию программиста;

Ю  имя – имя функции. Используется для перехода к инструкциям функции (между словами begin и end) из программы, которая вызывает (использует) функцию;

Ю  параметр – это переменная, значение которой используется

Похожие материалы

Информация о работе