этом нельзя впадать и в противоположную крайность – превращать учебную дисциплину в обзор истории развития данной науки. Наивыгоднейшее сочетание логической и исторической частей излагаемого предмета в обучающих приложениях – одна из важных проблем его авторов. Ознакомление учащегося с методологией науки нельзя считать достаточным без раскрытия основных принципов научного творчества. Одним из самых удобных средств достижения этой цели представляется показ и объяснение последовательности действий при решении типовых задач.
В процессе решения различных задач по одному и тому же предмету (а нередко и по различным предметам) учащийся часто выполняет однотипные операции. Поэтому обучающие приложения должны обеспечивать привитие обучаемому навыков выполнения определенных алгоритмов (фиксированных последовательностей действий). Однако процесс решения задач не поддается сплошной алгоритмизации. Выбор пути решения или хода доказательства зависит от интуиции человека, базирующейся на его знаниях и опыте. Именно использование компьютера в обучении может (и должно) помочь обучаемому проверить различные пути решения задачи и выбрать его оптимальный вариант.
Развитие познания происходит в результате взаимодействия чувственного опыта, мышления и практики. Живое созерцание дает конкретное знание о предмете, о многообразии его свойств, но не вскрывает сущности предмета. Поэтому от созерцания познание переходит к абстракциям, а затем от отдельных абстракций – к конкретному многостороннему анализу. Эти положения теории познания ориентируют авторов обучающих приложений на определенную последовательность подачи материала. Формулированию теоретических положений должно предшествовать описание конкретного явления. Затем должны быть объяснены отдельные особенности рассматриваемого явления и лишь после этого можно переходить к раскрытию взаимосвязи упомянутых явлений. После каждого теоретического обобщения и вывода нужно приводить пример их практического использования. При организации учебного материала в обучающих приложениях нужно соблюдать правило следования от частного к общему, а затем – снова к частному.
Последовательность познавательных действий учащегося, регламентируемых обучающими приложениями, должна соответствовать объективным законам мышления. Образование понятий и оперирование ими возможны лишь на основе речи. Поэтому в обучающих приложениях должно предусматриваться высказывание учащегося хотя бы в письменной форме. В связи с этим нужно обеспечивать контроль свободно конструируемых ответов обучаемого.
Приобретению учащимися необходимого умения практического пользования полученными знаниями весьма сильно способствует наблюдение за действиями преподавателя, например, в процессе решения задач. Это положение служит важным доводом в пользу органического сочетания компьютерного обучения с традиционными формами преподавания. Внедрение в образование современных информационных технологий, таких, как мультимедиа-технологии, делает возможным наблюдение за различными действиями преподавателя непосредственно при работе с обучающими приложениями.
Для эффективного использования обучающих приложений необходимо диалоговое взаимодействие учащегося и компьютера. Это обусловлено тем, что обучение по сути является диалоговым процессом и из всех технических средств обучения только компьютер может реализовать диалоговое взаимодействие с учащимся. Диалог между учащимся и компьютером возможен в тех случаях, когда, во-первых, компьютер адекватно воспринимает сообщения учащегося и, во-вторых, обмен сообщениями относится к различным аспектам учебной деятельности.
Выделяют семь уровней, на которых осуществляется контакт между преподавателем и обучаемым в процессе обучения: примитивный, манипулятивный, стандартизированный, конвенциональный, игровой, деловой, духовный. Естественность общения с компьютером тем выше, чем больше уровней
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.