СОДЕРЖАНИЕ
В в е д е н и е |
||||
1. |
Разработка поточной схемы нефтеперерабатывающего завода: |
|||
1.1. |
Характеристика Шкаповской нефти. |
|||
1.2. |
Характеристика продуктов полученных при первичной перегонке нефти |
|||
1. 3. |
Обоснование выбора и описание поточной схемы завода |
|||
2. |
Материальные балансы отдельных процессов и НПЗ в целом. |
|||
3. |
Технологический расчет блока атмосферной перегонки нефти: |
|||
3.1. |
Обоснование выбора и описание технологической схемы блока АТ |
|||
3.2. |
Выходы и характеристика продуктов атмосферной перегонки нефти |
|||
3.3. |
Материальный баланс установки АТ |
|||
3.4. |
Технологический расчет колонны предварительного испарения К-1 |
|||
3.4.1. |
Построение кривых ИТК и ОИ нефти и нефтепродуктов |
|||
3.4.2. |
Температурный режим колонны К-1 |
|||
3.4.3. |
Тепловой баланс колонны К-1 |
|||
3.4.4. |
Определение основных размеров колонны К-1 |
|||
3.5. |
Технологический расчет атмосферной колонны К-2 |
|||
3.5.1. |
Режим температур и давлений |
|||
3.5.2. |
Тепловой баланс колонны К-2 |
|||
3.5.3. |
Определение основных размеров колонны К-2 |
|||
3.6. |
Расчет теплообменников |
|||
3.6.1. |
Выбор потоков, отдающих тепло для нагрева сырья |
|||
3.6.2. |
Температурный режим теплообменников |
|||
3.6.3. |
Тепловой баланс теплообменников |
|||
3.6.4. |
Поверхность теплообмена и подбор типовых теплообменников |
|||
3.7. |
Расчет конденсаторов и холодильников. |
|||
3.7.1. |
Температурный режим |
|||
3.7.2. |
Тепловой баланс |
|||
3.7.3. |
Поверхность охлаждения и подбор типовых аппаратов |
|||
3.8. |
Расчет трубчатой печи |
|||
3.8.1. |
Расчет процесса горения |
|||
3.8.2. |
Температурный режим печи |
|||
3.8.3. |
Полезная тепловая нагрузка печи |
|||
3.8.4. |
К. п. д. печи и расход топлива |
|||
3.9. |
Подбор насоса |
|||
Литература |
||||
Приложение |
ВВЕДЕНИЕ
В связи с переходом на интенсивные методы технологии и строительством; укрупненных и комбинированных установок все большую роль играет повышение качества расчетов процессов и аппаратов нефтепереработки, оптимизации действующих и проектируемых технологических схем.
Современные требования, предъявляемые к ассортименту и уровню качества нефтепродуктов, оказали решающее влияние на технический прогресс в области производства нефтепродуктов, на создание более совершенных технологических установок и производственных комплексов.
Особое место отводится вопросам тщательного обезвоживания и обессоливания нефтей как основному условию повышения технико-экономических показателей производства за счет увеличения межремонтных пробегов технологических установок, снижения возможности отравления катализаторов, улучшения качества остаточных продуктов и т. д.
Повышение эффективности использования нефти в процессе ее первичной и вторичной переработки прежде всего связано с углублением отбора нефтепродуктов от их потенциального содержания. Эта задача должна решаться преимущественно путем интенсификации и реконструкции действующих установок первичной и вторичной переработки нефти. Основой реконструкции являются прежде всего надежные проверочные расчеты, позволяющие уточнить оптимальные параметры по производительности имеющихся аппаратов и оборудования.
На современных нефтеперерабатывающих заводах можно высокоэффективно перерабатывать нефтяное сырье различного состава и получать широкую гамму продуктов заданного качества. Следует помнить, что увеличение мощностей нефтеперерабатывающих заводов требует повышения эффективности мер по охране природы. Успешное решение экологических проблем в значительной степени зависит от рационального проектирования и совершенствования таких технологических процессов, как системы факельного хозяйства, каталитического обезвреживания газовых выбросов и очистки производственных сточных вод.
Таким образом, проектирование варианта переработки определенной нефти, расчет материальных балансов отдельных установок и нефтеперерабатывающего завода в целом позволяют оценить целесообразность применения данного сырья для получения целевых продуктов, а также рассчитать экономическую эффективность производства.
1. Разработка поточной схемы нефтеперерабатывающего завода.
1.1. Характеристика Шкаповской нефти.
Шкаповскую нефть добывают в Башкирии, в ее западных районах.
Шкаповская нефть характеризуется следующими основными свойствами.
Таблица 1
Характеристика Шкаповской нефти
Парафин |
Содержание |
Коксуемость, % |
Плотность ρ420 |
Содержание нафтеновых кислот, % |
Выход фракций, % мас. |
||||||
содержание, % |
темп. плавления, оС |
серы |
азота |
смол сернокислотных |
смол селикагеливых |
асфальтенов |
до 200оС |
до 350оС |
|||
4,10 |
55 |
1,60 |
0,12 |
24 |
10,8 |
3,30 |
5,10 |
0,8624 |
- |
25,7 |
52,3 |
Шифр нефти согласно технологической классификации (ГОСТ 912 – 66):
· высокосернистая – класс IIІ (т.к. во фракции 240-350ºС дизельного топлива содержится серы более 1,0% - соответствующая норма на дистиллят дизельного топлива для сернистой нефти);
· легкая – тип Т1 (содержание светлых 52,3%, норма не менее 45%);
· группа М4;
· подгруппа И1;
· парафинистая – вид П2 (норма 1,51-6,0%).
Из этих данных видно, что для получения «экологически чистых» топлив необходимо применять гидрогенизационные процессы.
1.2. Характеристика продуктов полученных при первичной перегонке нефти.
Таблица 2
Характеристика керосиновой фракции 120 – 240оС
ρ420 |
Фракционный состав, оС |
ν20, сСт |
ν-40, сСт |
Температура, оС |
Теплота сгорания, ккал/кг (кДж/кг) |
Высота некоптящего пламени, мм |
Содержание ароиатики, %мас. |
Содержание серы, % мас. |
Кислотность, мг КОН/100 мл |
Иодное число мг I2/100 u |
||||||
нк |
10% |
50% |
90% |
98% |
начала кристаллизации |
вспышки в закрытом тигле |
общей |
меркаптановой |
||||||||
0,7790 |
134 |
148 |
172 |
209 |
216 |
1,25 |
4,57 |
-60 |
31 |
43327 |
29 |
16,8 |
0,13 |
0,0012 |
0,51 |
0,47 |
Таблица 3
Характеристика топлива ТС – 1 (первый сорт) (ГОСТ 10227 – 86)
ρ420, н/м |
Фракционный состав, оС, не выше |
Вязкость, сСт |
Теплота сгорания, кДж/кг, н/м |
Высота некоптящего пламени, мм, н/м |
Кислотность, мг КОН/100 мл, н/б |
Температура, оС |
Иодное число, мг I2/100г, н/б |
Содержание серы, % мас., н/б |
|||||||
нк |
10% |
50% |
90% |
98% |
20оС, н/м |
-40оС н/б |
вспышки в закрытом тигле, н/м |
начала кристаллизации, н/в |
общей |
меркаптановой |
|||||
0,7750 |
150 |
165 |
195 |
230 |
250 |
1,25 |
8 |
43120 |
25 |
0,7 |
28 |
-60 |
2,5 |
0,25 |
0,005 |
Таблица 4
Характеристика фракций компонента дизельного топлива
Показатели |
||
Пределы выкипания фракции, ºС |
240-350 |
180-350 |
Цетановое число |
56 |
51 |
Дизельный индекс |
50,8 |
- |
Фракционный состав, оС |
||
10% |
267 |
221 |
50% |
286 |
264 |
90% |
325 |
317 |
96% |
336 |
327 |
Плотность при 20оС |
0,8556 |
0,8390 |
Вязкость, сСт |
||
20оС |
6,95 |
4,14 |
50оС |
3,22 |
2,21 |
Температура, оС |
||
- застывания |
-12 |
-22 |
- вспышки |
122 |
79 |
Содержание серы, % мас. |
||
- общей |
1,36 |
0,99 |
- меркаптановой |
0,0025 |
0,0016 |
Кислотность, мг КОН/100 мл топлива |
6,10 |
2,40 |
Таблица 5
Характеристика дизельных топлив марки Л и З для умеренной климатической зоны
Показатели |
Л |
З |
Цетановое число, не менее |
45 |
45 |
Фракционный состав, оС, не выше |
||
50% |
280 |
280 |
90% (конец перегонки) |
360 |
340 |
Кинематическая вязкость при 20оС, сСт, |
3,0 – 6,0 |
1,8-5,0 |
Температура застывания, оС, не выше |
- 10 |
-35 |
Температура помутнения, оС, не выше |
- 5 |
-25 |
Температура вспышки в закрытом тигле, оС, не ниже |
40 |
35 |
Содержание серы, % мас., не более |
0,2 |
0,2 |
Содержание меркаптановой серы, % мас. не более |
0,01 |
0,01 |
Кислотность, мг КОН/100 мл топлива, не более |
5 |
5 |
Иодное число, гI2/100 мл топлива, не более |
6 |
6 |
Плотность при 20оС, кг/м3, не более |
860 |
840 |
Как видно из приведенных данных фракция 120 – 240оС, полностью соответствует показателям качества на реактивное топливо ТС – 1 (первый сорт).
Установки АТ-1 и АТ-3, работают в двух разных режимах. АТ-1 работает на выпуск реактивного топлива ТС-1 (первый сорт) (фр. 120-240ºС) и компонента летнего дизельного топлива (фр. 240-350ºС), а АТ-3 – на выпуск компонента зимнего дизельного топлива (фр.180-350ºС).
Как видно из приведенных в таблицах данных фракции дизельного топлива не соответствуют требованиям ГОСТ на летнее и зимнее дизельное топливо для умеренной климатической зоны по следующим характеристикам:
- содержание серы – необходимо отправлять обе фракции на установку гидроочистки дизельных топлив;
- фр.180-350ºС по температуре застывания – с этим можно бороться двумя
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.