Нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы. Разработка рациональной технологической схемы нефтеперерабатывающего завода с подбором технологических установок

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ВВЕДЕНИЕ

Нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы (НПЗ и НХЗ) представляют собой сложные многоотраслевые предприятия, в состав которых входят различные инженерные сооружения – технологические цеха и установки, объекты приема и хранения сырья и товарной продукции, многочисленные энергетические службы и сооружения. Разработка рациональной технологической схемы нефтеперерабатывающего завода с подбором технологических установок и определением наиболее целесообразного варианта эксплуатации установок является наиболее важным этапом проектирования предприятия. Технологическая схема НПЗ определяется потребностью в нефтепродуктах того или иного ассортимента, качеством перерабатываемого сырья, состоянием разработки тех или иных технологических процессов. Решающим фактором является потребность в нефтепродуктах района, где находится предприятие (так называемая плотность потребления). Балансом предприятия предусматриваются постоянные или временные перевозки нефтепродуктов из одного района в другой по схеме, обеспечивающей минимум затрат. Качество сырья не имеет такого решающего значения, как это было ранее, поскольку разработаны процессы, позволяющие получать основные сорта нефтепродуктов, в том числе и высокого качества, практически из любой нефти. Однако для производства таких продуктов, как битумы, нефтяной кокс, отдельные сорта смазочных масел требуются специальные виды сырья.

Существует несколько вариантов технологических схем переработки нефти. В общем виде эти схемы могут быть сведены к четырем основным типам:1) топливная с неглубокой переработкой нефти; 2) топливная с глубокой переработкой нефти; 3) топливно-масляная; 4) топливно-нефтехимическая.

Целью данного проекта является разработать вариант комплексной переработки самотлорской нефти с получением при этом максимального количества светлых нефтепродуктов с улучшенными экологическими показателями. Данная схема будет работать по топливному варианту.

Кчислу важнейших задач развития нефтеперерабатывающей промышленности России относится разработка и осуществление комплекса мер по коренному оздоровлению экологической обстановки в районах действий предприятий, снижение загрязнения окружающей среды и энергозатрат на переработку нефти при одновременном повышении уровня технической безопасности производств.

Указанные выше задачи определяют цели развития отрасли, но для каждого предприятия они индивидуальны по части их приоритетов и последовательности реализации с учетом достигнутого настоящему моменту уровня развития.                                                                                    

[2]


1.  ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАННЫЕ О САМОТЛОРСКОЙ НЕФТИ

1.1  Физико-химические характеристики самотлорской нефти

Относительная плотность при 20 0С  ρ420 = 0,8426

Средняя молекулярная масса М = 194

Кинематическая вязкость    при 20  0С ν20 = 6,13

Кинематическая вязкость    при 50  0С ν50 = 3,33

Температура застывания (с обработкой)  < - 33

Содержание парафина,   2,3%    

Тпл = 50 0С

Содержание, %:

- сера                                    0,96;

- азот                                     0,12;

- сернокислотные смолы    14,0;

- силикагелевые смолы       10,0;

- асфальтены                         1,36

Коксуемость      1,94%

Кислотное число  0,038 мг КОН на 1 г нефти

Выход фракций, вес. %     до 200  0С          30,6

до 350  0С          58,2                                                   [1]

Таблица 1 — Элементный состав нефти

Содержание,  %

С

Н

О

S

N

86,23

12,79

0,25

0,63

0,1

Таблица 2 — Изменение физико-химических свойств нефти в  зависимости от температуры

Свойства нефти

при 20  0С

при 30  0С

при 40  0С

при 50  0С

кинематическая вязкость, νt

6,13

4,61

4,03

3,33

условная вязкость, ВУ

1,49

1,35

1,29

1,22

относительная плотность, ρt

0,8426

0,8353

0,8280

0,8207

Таблица 3 — Характеристика фракций, выкипающих до 200  0С

Температура отбора,  0С

Выход (на нефть), %

    ρt

Фракционный состав, 0С

Содержание

серы, %

Октановое число

н.к.

10%

50%

90%

    Без ТЭС

28-62

5,6

0,6280

-

-

-

-

0

74,2

28-85

8,9

0,6455

35

45

63

80

-

67,4

28-180

25,4

0,7321

56

70

111

165

-

53,4

28-200

29,1

0,7416

58

73

122

185

0,015

51,6

1.2  Групповой углеводородный состав фракций, выкипающих до 200 0С:

ароматических – 10%

нафтеновых    –   27%

парафиновых –   63%                                                                                    [1]

Потенциальное содержание (в вес %) фракций в самотлорской нефти

отгонка до

содержание (в вес %)

температуры, 0С

фракций в нефти

28

1,5

62

7,1

80

9,7

85

10,4

100

12,9

120

16,1

140

19,7

160

23,3

180

26,9

200

30,6

220

34,2

240

37,8

260

41,2

280

44,8

300

48,6

320

52,3

350

58,2

400

68,2

450

77,0

480

81,8

500

85,0

остаток

15,0

Таблица 4 — Групповой углеводородный состав фракций

Таблица 5 — Характеристика легких керосиновых дистиллятов

Температура отбора 0С

Выход (на нефть), %

ρ420

Фракционный состав, %

ν20

ν-40

Температура, 0С

Теплота сгорания низшая, ккал/кг

Содержание серы, %

Содержание ароматических УВ, %

Иодное число, мг иода на 100 г топлива

н.к

10%

50%

90%

Начала кристаллизации

Вспышки в закрытом тигле

120-240

21,7

0,7917

130

145

173

220

1,43

5,03

-60

34

10318

0,05

2,21

0,42

  [1]


Надпись: Рисунок 1 — Потенциальное содержание (в вес. %) фракций самотлорской нефти (ИТК)


Таблица 6 — Групповой углеводородный состав керосиновых фракций

Температура отбора, 0С

Содержание углеводородов, %

ароматических

нафтеновых

парафиновых

200-250

20

31

49

250-300

26

28

46

200-300

23

29

48

300-350

41

21

38

Таблица 7 — Характеристика дизельных топлив и их компонентов

Температура отбора, 0С

Выход (на нефть), %

Цетановое число

Фракционный состав, 0С

ρ420

ν20

ν50

Температура, 0С

Содержание серы, %

10%

50%

90%

98%

застывания

помутнения

вспышки

150-350

36,8

50

190

251

322

329

0,8365

3,37

1,95

-36

-21

67

0,39

180-240

10,9

-

198

207

226

233

0,8132

1,98

1,30

-55

-50

48

0,17

180-350

31,3

49

220

260

324

330

0,8443

4,15

2,25

-27

-15

-

0,5

200-350

27,6

51

236

271

319

331

0,8460

4,8

2,44

-23

-12

105

0,57

240-300

10,8

-

250

269

288

293

0,8455

4,4

2,31

-25

-14

-

0,52

240-320

14,5

52

259

274

296

304

0,8512

5,06

2,55

-22

-11

125

0,60

240-350

20,4

51

261

277

319

322

0,8587

6,35

3,09

-15

-10

-

0,75

Таблица 8 — Характеристика мазутов и остатков

Мазут и остаток

Выход (на нефть), %

ρ420

ВУ50

ВУ80

ВУ100

Температура, 0С

Содержание серы, %

Коксуемость, %

застывания

вспышки

Мазут топочный

40

37,2

0,9416

39,32

7,8

3,58

16

248

1,97

7,8

100

29,4

0,9542

61,6

15,1

6,33

19

274

2,09

9,42

200

26,8

0,9603

69,82

21,0

8,0

20

283

2,25

10,0

Остаток

выше 3000С

51,4

0,9232

15,1

3,5

1,95

8

191

1,75

5,43

           3500С

41,8

0,9355

29,52

5,9

2,66

13

233

1,9

6,8

           4000С

31,8

0,9496

54,5

11,53

5,3

18

265

2,05

8,9

           4500С

23,0

0,9705

279,0

35,6

12,15

22

298

2,16

10,75

           5000С

15,0

0,9959

-

216,4

58,69

28

344

2,35

12,54

Таблица 9 — Характеристика сырья для деструктивных процессов

Остаток после отбора фр-ий до температуры, 0С

Выход (на нефть), %

ρ420

ВУ100

Температура застывания, 0С

Содержание серы, %

Коксуемость, %

350

41,8

0,9355

2,66

13

1,9

6,8

450

23,0

0,9705

12,15

22

2,16

10,75

500

15,0

0,9959

58,69

28

2,35

12,54

[1]


1.3  Характеристика товарных нефтепродуктов

1.3.1 Автомобильные бензины

Автомобильные бензины вырабатываются пяти марок - А-76, Аи-91,      Аи-93, Аи-95 и Аи-98, где цифра соответствует октановому числу моторным методом (76) или исследовательским методом (91, 93, 95 и 98) о чем свидетельствует буква "и" в обозначении марки.

Автомобильные бензины выпускают различными по фракционному составу для летнего периода (с 01.04 по 01.10) и зимнего (с 01.10 по 01.04), с тем чтобы их испаряемость соответствовала уровню температуры внешней среды. Соответственно различно и давление насыщенного пара (оно повышено для зимних сортов). Ввод в бензины ТЭС (до 0,5 г/кг) для повышения октанового числа в настоящее время ограничен по экологическим мотивам, поэтому широкое применение нашли высокооктановые добавки (в их качестве применяют алкилбензин с ОЧ = 94-96, толуол, метил-трет-бутиловый эфир с ОЧ = 100-117 и др.).

При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению.  Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля.                                                          [5]

Наименование показателя

Значение для марки

Нормаль-80

Регуляр-91

Регуляр-92

Премиум-95

Супер-98

1. Октановое число, не менее:

по моторному методу

76,0

82,5

83,0

85,0

88,0

по исследовательскому методу

80,0

91,0

92,0

95,0

98,0

2. Концентрация свинца, г/дм3, не более

0,010

3. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более

5,0

4. Массовая доля серы,%, не более

0,05

5. Объемная доля бензина, %, не более

5

6. Испытание на медной пластинке

Выдерживает класс I

7. Плотность при 15 °С, кг/м3

700-750

725-780

725-780

725-780

725-780

8. Давление насыщенных паров бензина, кПа, ДНП

мин.

35

45

55

60

80

макс.

70

80

90

95

100

9. Фракционный состав:

температура начала перегонки, °С, не ниже

35

35

Не нормируется

пределы перегонки, °С, не выше:

10 %

75

70

65

60

55

50 %

120

115

110

105

100

90 %

190

185

180

170

160

конец кипения, °С, не выше

215

доля остатка в колбе, %, (по объему)

2

остаток и потери, % (по объему)

4

Таблица 10 — Физико-химические и эксплуатационные показатели    автомобильных бензинов  (ГОСТ Р 51105-97)


1.3.2 Реактивные топлива (авиационные керосины)

Это основной вид топлива в современной реактивной авиации, вырабатываемый сравнительно недавно (с 50-х годов). Используют их для ТК ВРД самолетов и мощных вертолетов, поэтому

Похожие материалы

Информация о работе