ВВЕДЕНИЕ
Нефтеперерабатывающие и нефтехимические заводы (НПЗ и НХЗ) представляют собой сложные многоотраслевые предприятия, в состав которых входят различные инженерные сооружения – технологические цеха и установки, объекты приема и хранения сырья и товарной продукции, многочисленные энергетические службы и сооружения. Разработка рациональной технологической схемы нефтеперерабатывающего завода с подбором технологических установок и определением наиболее целесообразного варианта эксплуатации установок является наиболее важным этапом проектирования предприятия. Технологическая схема НПЗ определяется потребностью в нефтепродуктах того или иного ассортимента, качеством перерабатываемого сырья, состоянием разработки тех или иных технологических процессов. Решающим фактором является потребность в нефтепродуктах района, где находится предприятие (так называемая плотность потребления). Балансом предприятия предусматриваются постоянные или временные перевозки нефтепродуктов из одного района в другой по схеме, обеспечивающей минимум затрат. Качество сырья не имеет такого решающего значения, как это было ранее, поскольку разработаны процессы, позволяющие получать основные сорта нефтепродуктов, в том числе и высокого качества, практически из любой нефти. Однако для производства таких продуктов, как битумы, нефтяной кокс, отдельные сорта смазочных масел требуются специальные виды сырья.
Существует несколько вариантов технологических схем переработки нефти. В общем виде эти схемы могут быть сведены к четырем основным типам:1) топливная с неглубокой переработкой нефти; 2) топливная с глубокой переработкой нефти; 3) топливно-масляная; 4) топливно-нефтехимическая.
Целью данного проекта является разработать вариант комплексной переработки самотлорской нефти с получением при этом максимального количества светлых нефтепродуктов с улучшенными экологическими показателями. Данная схема будет работать по топливному варианту.
Кчислу важнейших задач развития нефтеперерабатывающей промышленности России относится разработка и осуществление комплекса мер по коренному оздоровлению экологической обстановки в районах действий предприятий, снижение загрязнения окружающей среды и энергозатрат на переработку нефти при одновременном повышении уровня технической безопасности производств.
Указанные выше задачи определяют цели развития отрасли, но для каждого предприятия они индивидуальны по части их приоритетов и последовательности реализации с учетом достигнутого настоящему моменту уровня развития.
[2]
1. ЛИТЕРАТУРНЫЕ ДАННЫЕ О САМОТЛОРСКОЙ НЕФТИ
1.1 Физико-химические характеристики самотлорской нефти
Относительная плотность при 20 0С ρ420 = 0,8426
Кинематическая вязкость при 20 0С ν20 = 6,13
Кинематическая вязкость при 50 0С ν50 = 3,33
Тпл = 50 0С
Содержание, %:
- сера 0,96;
- азот 0,12;
- сернокислотные смолы 14,0;
- силикагелевые смолы 10,0;
- асфальтены 1,36
Коксуемость 1,94%
Выход фракций, вес. % до 200 0С 30,6
до 350 0С 58,2 [1]
Содержание, % |
||||
С |
Н |
О |
S |
N |
86,23 |
12,79 |
0,25 |
0,63 |
0,1 |
Таблица 2 — Изменение физико-химических свойств нефти в зависимости от температуры
Свойства нефти |
при 20 0С |
при 30 0С |
при 40 0С |
при 50 0С |
кинематическая вязкость, νt |
6,13 |
4,61 |
4,03 |
3,33 |
условная вязкость, ВУ |
1,49 |
1,35 |
1,29 |
1,22 |
относительная плотность, ρt |
0,8426 |
0,8353 |
0,8280 |
0,8207 |
Таблица 3 — Характеристика фракций, выкипающих до 200 0С
Температура отбора, 0С |
Выход (на нефть), % |
ρt |
Фракционный состав, 0С |
Содержание серы, % |
Октановое число |
|||
н.к. |
10% |
50% |
90% |
Без ТЭС |
||||
28-62 |
5,6 |
0,6280 |
- |
- |
- |
- |
0 |
74,2 |
28-85 |
8,9 |
0,6455 |
35 |
45 |
63 |
80 |
- |
67,4 |
28-180 |
25,4 |
0,7321 |
56 |
70 |
111 |
165 |
- |
53,4 |
28-200 |
29,1 |
0,7416 |
58 |
73 |
122 |
185 |
0,015 |
51,6 |
1.2 Групповой углеводородный состав фракций, выкипающих до 200 0С:
ароматических – 10%
нафтеновых – 27%
парафиновых – 63% [1]
Потенциальное содержание (в вес %) фракций в самотлорской нефти |
||
отгонка до |
содержание (в вес %) |
|
температуры, 0С |
фракций в нефти |
|
28 |
1,5 |
|
62 |
7,1 |
|
80 |
9,7 |
|
85 |
10,4 |
|
100 |
12,9 |
|
120 |
16,1 |
|
140 |
19,7 |
|
160 |
23,3 |
|
180 |
26,9 |
|
200 |
30,6 |
|
220 |
34,2 |
|
240 |
37,8 |
|
260 |
41,2 |
|
280 |
44,8 |
|
300 |
48,6 |
|
320 |
52,3 |
|
350 |
58,2 |
|
400 |
68,2 |
|
450 |
77,0 |
|
480 |
81,8 |
|
500 |
85,0 |
|
остаток |
15,0 |
Таблица 4 — Групповой углеводородный состав фракций
Таблица 5 — Характеристика легких керосиновых дистиллятов
Температура отбора 0С |
Выход (на нефть), % |
ρ420 |
Фракционный состав, % |
ν20 |
ν-40 |
Температура, 0С |
Теплота сгорания низшая, ккал/кг |
Содержание серы, % |
Содержание ароматических УВ, % |
Иодное число, мг иода на 100 г топлива |
||||
н.к |
10% |
50% |
90% |
Начала кристаллизации |
Вспышки в закрытом тигле |
|||||||||
120-240 |
21,7 |
0,7917 |
130 |
145 |
173 |
220 |
1,43 |
5,03 |
-60 |
34 |
10318 |
0,05 |
2,21 |
0,42 |
[1]
Температура отбора, 0С |
Содержание углеводородов, % |
||
ароматических |
нафтеновых |
парафиновых |
|
200-250 |
20 |
31 |
49 |
250-300 |
26 |
28 |
46 |
200-300 |
23 |
29 |
48 |
300-350 |
41 |
21 |
38 |
Температура отбора, 0С |
Выход (на нефть), % |
Цетановое число |
Фракционный состав, 0С |
ρ420 |
ν20 |
ν50 |
Температура, 0С |
Содержание серы, % |
|||||
10% |
50% |
90% |
98% |
застывания |
помутнения |
вспышки |
|||||||
150-350 |
36,8 |
50 |
190 |
251 |
322 |
329 |
0,8365 |
3,37 |
1,95 |
-36 |
-21 |
67 |
0,39 |
180-240 |
10,9 |
- |
198 |
207 |
226 |
233 |
0,8132 |
1,98 |
1,30 |
-55 |
-50 |
48 |
0,17 |
180-350 |
31,3 |
49 |
220 |
260 |
324 |
330 |
0,8443 |
4,15 |
2,25 |
-27 |
-15 |
- |
0,5 |
200-350 |
27,6 |
51 |
236 |
271 |
319 |
331 |
0,8460 |
4,8 |
2,44 |
-23 |
-12 |
105 |
0,57 |
240-300 |
10,8 |
- |
250 |
269 |
288 |
293 |
0,8455 |
4,4 |
2,31 |
-25 |
-14 |
- |
0,52 |
240-320 |
14,5 |
52 |
259 |
274 |
296 |
304 |
0,8512 |
5,06 |
2,55 |
-22 |
-11 |
125 |
0,60 |
240-350 |
20,4 |
51 |
261 |
277 |
319 |
322 |
0,8587 |
6,35 |
3,09 |
-15 |
-10 |
- |
0,75 |
Мазут и остаток |
Выход (на нефть), % |
ρ420 |
ВУ50 |
ВУ80 |
ВУ100 |
Температура, 0С |
Содержание серы, % |
Коксуемость, % |
|
застывания |
вспышки |
||||||||
Мазут топочный |
|||||||||
40 |
37,2 |
0,9416 |
39,32 |
7,8 |
3,58 |
16 |
248 |
1,97 |
7,8 |
100 |
29,4 |
0,9542 |
61,6 |
15,1 |
6,33 |
19 |
274 |
2,09 |
9,42 |
200 |
26,8 |
0,9603 |
69,82 |
21,0 |
8,0 |
20 |
283 |
2,25 |
10,0 |
Остаток |
|||||||||
выше 3000С |
51,4 |
0,9232 |
15,1 |
3,5 |
1,95 |
8 |
191 |
1,75 |
5,43 |
3500С |
41,8 |
0,9355 |
29,52 |
5,9 |
2,66 |
13 |
233 |
1,9 |
6,8 |
4000С |
31,8 |
0,9496 |
54,5 |
11,53 |
5,3 |
18 |
265 |
2,05 |
8,9 |
4500С |
23,0 |
0,9705 |
279,0 |
35,6 |
12,15 |
22 |
298 |
2,16 |
10,75 |
5000С |
15,0 |
0,9959 |
- |
216,4 |
58,69 |
28 |
344 |
2,35 |
12,54 |
Остаток после отбора фр-ий до температуры, 0С |
Выход (на нефть), % |
ρ420 |
ВУ100 |
Температура застывания, 0С |
Содержание серы, % |
Коксуемость, % |
350 |
41,8 |
0,9355 |
2,66 |
13 |
1,9 |
6,8 |
450 |
23,0 |
0,9705 |
12,15 |
22 |
2,16 |
10,75 |
500 |
15,0 |
0,9959 |
58,69 |
28 |
2,35 |
12,54 |
[1]
1.3 Характеристика товарных нефтепродуктов
1.3.1 Автомобильные бензины
Автомобильные бензины вырабатываются пяти марок - А-76, Аи-91, Аи-93, Аи-95 и Аи-98, где цифра соответствует октановому числу моторным методом (76) или исследовательским методом (91, 93, 95 и 98) о чем свидетельствует буква "и" в обозначении марки.
Автомобильные бензины выпускают различными по фракционному составу для летнего периода (с 01.04 по 01.10) и зимнего (с 01.10 по 01.04), с тем чтобы их испаряемость соответствовала уровню температуры внешней среды. Соответственно различно и давление насыщенного пара (оно повышено для зимних сортов). Ввод в бензины ТЭС (до 0,5 г/кг) для повышения октанового числа в настоящее время ограничен по экологическим мотивам, поэтому широкое применение нашли высокооктановые добавки (в их качестве применяют алкилбензин с ОЧ = 94-96, толуол, метил-трет-бутиловый эфир с ОЧ = 100-117 и др.).
При производстве автомобильных бензинов допускается применять кислородсодержащие компоненты, другие высокооктановые добавки, а также антиокислительные и моющие присадки, улучшающие экологические показатели бензинов и допущенные к применению. Моющие присадки могут вводиться в автомобильные бензины при отгрузке потребителю, а также на нефтебазах и АЗС или непосредственно в бензобак перед заправкой автомобиля. [5]
Наименование показателя |
Значение для марки |
||||
Нормаль-80 |
Регуляр-91 |
Регуляр-92 |
Премиум-95 |
Супер-98 |
|
1. Октановое число, не менее: |
|||||
по моторному методу |
76,0 |
82,5 |
83,0 |
85,0 |
88,0 |
по исследовательскому методу |
80,0 |
91,0 |
92,0 |
95,0 |
98,0 |
2. Концентрация свинца, г/дм3, не более |
0,010 |
||||
3. Концентрация фактических смол, мг на 100 см3 бензина, не более |
5,0 |
||||
4. Массовая доля серы,%, не более |
0,05 |
||||
5. Объемная доля бензина, %, не более |
5 |
||||
6. Испытание на медной пластинке |
Выдерживает класс I |
||||
7. Плотность при 15 °С, кг/м3 |
700-750 |
725-780 |
725-780 |
725-780 |
725-780 |
8. Давление насыщенных паров бензина, кПа, ДНП |
|||||
мин. |
35 |
45 |
55 |
60 |
80 |
макс. |
70 |
80 |
90 |
95 |
100 |
9. Фракционный состав: |
|||||
температура начала перегонки, °С, не ниже |
35 |
35 |
Не нормируется |
||
пределы перегонки, °С, не выше: |
|||||
10 % |
75 |
70 |
65 |
60 |
55 |
50 % |
120 |
115 |
110 |
105 |
100 |
90 % |
190 |
185 |
180 |
170 |
160 |
конец кипения, °С, не выше |
215 |
||||
доля остатка в колбе, %, (по объему) |
2 |
||||
остаток и потери, % (по объему) |
4 |
Таблица 10 — Физико-химические и эксплуатационные показатели автомобильных бензинов (ГОСТ Р 51105-97)
1.3.2 Реактивные топлива (авиационные керосины)
Это основной вид топлива в современной реактивной авиации, вырабатываемый сравнительно недавно (с 50-х годов). Используют их для ТК ВРД самолетов и мощных вертолетов, поэтому
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.