Российский государственный университет нефти и газа им. И.М.ГубкинА КАфедра технической механики |
Расчётно-графическая работа по курсу «Детали машин» |
Расчёт цилиндрического одноступенчатого косозубого редуктора закрытого типа |
Выполнил: , студент группы ХТ-06-2 |
Проверила: , доцент |
Москва, 2007 г. |
Глава 1. Кинематический расчёт привода
§ 1.1. Выбор электродвигателя
КПД привода
, где
- КПД редуктора,
- КПД
открытой передачи (зубчатой конической),
- КПД пары
подшипников,
- КПД муфты,
([1], табл. 1.1)
Мощность электродвигателя
Требуемая мощность
, где
- мощность
исполнительного механизма,
- лежит между
стандартными значениями
и
([1], табл. П1)
Проценты перегрузки и недогрузки
, поэтому
Число оборотов на валу электродвигателя
Частота вращения вала исполнительного механизма
, где
- угловая
скорость вала исполнительного механизма;
Предварительное число оборотов на валу электродвигателя
, где
- передаточное
число редуктора;
-
передаточное число открытой передачи (зубчатой конической);
([1], табл.1.2)
Выбираем стандартное
значение ([1], табл.П1)
Выбираем электродвигатель , соответствующий вычисленным числу оборотов и мощности – электродвигатель 80B4. Фактическая частота вращения его вала равна:
([1], табл.П1)
§ 1.2.Определение передаточных чисел передач, входящих в состав привода
Общее передаточное число привода
, где
- фактическая
частота вращения вала электродвигателя;
- частота
вращения вала исполнительного механизма;
Передаточное число редуктора
-
предварительное передаточное число редуктора
Выбираем стандартное
значение: ([1], стр.10)
Передаточное число открытой передачи
§ 1.3.Определение частоты вращения, угловой скорости, мощности и крутящего момента на валах привода
Частота вращения
Угловая скорость
Мощность
;
Крутящий момент
Таблица результатов кинематического расчёта привода
Вал |
|
|
|
|
Примечание |
1 |
1,2 |
1415 |
148,10 |
8,103 |
Вал шестерни |
2 |
1,129 |
449,21 |
47,02 |
24,011 |
Вал колеса |
3 |
1,05 |
143,01 |
14,97 |
70,140 |
Вал исполнительного механизма |
|
Глава 2. Расчёт зубчатых передач
§ 2.1. Выбор материала шестерни и колеса
Для шестерни и колеса выбираем сталь 45 – углеродистую, качественную, конструкционную сталь, содержащую 0.45 % углерода.
Термообработка: улучшение.
Твёрдость шестерни – ; Твёрдость
колеса –
([1], табл.2.1).
§ 2.2. Определение допускаемого напряжения при расчёте на контактную выносливость
, где
- предел
контактной выносливости
- для улучшения
-
коэффициент безопасности,
-
для улучшения ([1], табл. 2.2)
- коэффициент
долговечности,
Расчётное
напряжение:
§ 2.3. Определение допускаемого напряжения изгиба при расчёте на усталость
, где
- предел
выносливости по напряжениям изгиба
-
коэффициент безопасности;
-
для улучшения ([1], табл. 2.3)
-
коэффициент, учитывающий влияние двухстороннего приложения нагрузки;
- при
односторонней нагрузке
-
коэффициент долговечности;
§ 2.4. Определение межосевого расстояния
, где
-
приведённый модуль упругости материала колёс;
(шестерня и
колесо – стальные)
-
крутящий момент на валу колеса;
-
допускаемое контактное напряжение;
-
передаточное число редуктора;
-
коэффициент ширины колеса;
-
коэффициент концентрации нагрузки по длине зуба.
Выбирается в зависимости от относительной ширины колеса
Выбираем
стандартное значение ([1], табл. 2.4) и
(при твёрдости
рабочих поверхностей зубьев
Выбираем
стандартное значение ([1], стр. 20)
§ 2.5. Определение модуля зацепления
Среднее значение модуля зацепления
Выбираем
стандартное значение (ГОСТ 9563-60)
§ 2.6. Определение числа зубьев шестерни и колеса
Число зубьев шестерни
, где
- межосевое
расстояние;
- модуль
зацепления;
- передаточное
число редуктора;
- угол наклона
зуба
Принимаем
;
Число зубьев
не может быть дробным, поэтому принимаем
Число зубьев колеса
;
Принимаем
Уточняется угол наклона зуба
- входит в
интервал
Уточняется передаточное число редуктора
§ 2.7. Определение основных геометрических параметров шестерни и колеса
Диаметр делительной окружности
, где
- модуль
зацепления;
- число зубьев
зубчатого колеса
- угол наклона
зуба;
Диаметр окружности выступов
Диаметр окружности впадин
Ширина колеса и шестерни
, где
-
коэффициент ширины колеса;
- межосевое
расстояние;
Проверяется межосевое расстояние
;
§ 2.8. Определение окружной скорости зубчатых колёс и выбор степени точности передачи
, где
- делительный
диаметр шестерни;
- частота
вращения вала шестерни;
- назначаем
степень точности передачи – 9 (передача пониженной точности) ([1], табл. 2.6)
§ 2.9. Определение сил, действующих в зацеплении
Окружная сила
, где
- крутящий
момент на валу колеса;
-
делительный диаметр колеса;
Радиальная сила
, где
- угол
зацепления;
- угол наклона
зуба;
Осевая сила
§ 2.10. Проверка прочности зубьев по контактным напряжениям
, где
- расчётное
допускаемое напряжение;
-
приведённый модуль упругости материала колёс;
(шестерня и
колесо – стальные)
-
крутящий момент на валу шестерни;
- делительный
диаметр шестерни;
- ширина колеса;
- угол
зацепления;
- передаточное
число редуктора;
-
коэффициент повышения прочности косозубых передач по контактным напряжениям
,
где
- коэффициент
неравномерности нагрузки;
([1], табл. 2.9)
- угол наклона
зуба;
- коэффициент
торцового перекрытия
- коэффициент
расчётной нагрузки
, где
- коэффициент
концентрации нагрузки;
- коэффициент
динамической нагрузки;
([1], табл. 2.7)
.
Условие прочности зубьев по контактным напряжениям выполняется
§ 2.11. Проверка прочности зубьев по
напряжениям изгиба Проверка производится для того из пары
зубчатых колёс, для которого отношение наименьшее (
- допускаемое
напряжение изгиба,
-
коэффициент формы зуба).
Значение зависит от
приведённого числа зубьев
и
выбирается по таблице ([1], табл.2.8)
, где
-
число зубьев зубчатого колеса;
-
угол наклона зуба;
, следовательно,
расчёт проводим для колеса.
, где
-
допускаемое напряжение изгиба для колеса;
-
коэффициент формы зуба;
- окружная сила;
-
ширина колеса;
- модуль
зацепления;
-
коэффициент повышения прочности косозубых передач по напряжениям изгиба
,
где
- коэффициент
неравномерности нагрузки;
([1], табл.2.9)
- коэффициент ,
учитывающий повышение прочности на изгиб
- коэффициент
торцового перекрытия;
-
коэффициент расчётной нагрузки
, где
-
коэффициент распределения нагрузки по длине зуба;
([1], табл.2.4)
-
коэффициент динамической нагрузки;
([1], табл.2.7)
Условие прочности зубьев по напряжениям изгиба выполняется
Глава 3. Расчёт валов
§ 3.1. Проектный расчёт валов редуктора
Предварительно оценивают средний диаметр валов из расчёта только на кручение при пониженных допускаемых напряжениях
, где
- крутящий
момент, передаваемый валом
- допускаемое
касательное напряжение для валов редукторов;
Проектный расчёт ведущего вала (вала шестерни)
Средний диаметр вала:
Ведущий вал соединяется упругой втулочно-пальцевой муфтой с валом электродвигателя, поэтому диаметры этих двух валов необходимо согласовать: диаметр ведущего вала на входе должен удовлетворять условию:
Из таблицы ([1], табл. П.2) находим диаметр вала электродвигателя 80B4
Следовательно,
Найденный средний диаметр вала не удовлетворяет этому условию. Поэтому конструктивно принимаем:
- диаметр вала на
входе
- диаметр вала
под подшипником
- диаметр вала
под шестерней
- диаметр вала
на выходе
Проектный расчёт ведомого вала (вала колеса)
Средний диаметр
вала:
Конструктивно принимаем:
- диаметр вала
на входе
- диаметр вала
под подшипником
- диаметр вала
под колесом
- диаметр вала
на выходе
§ 3.2. Уточнённый расчёт ведомого вала
Расстояние a
, где
- диаметр
ступицы
Опорные реакции в вертикальной плоскости
, где
- делительный
диаметр колеса
;
;
Проверка:
Опорные реакции в горизонтальной плоскости
Суммарные опорные реакции
Опора А
Опора B
Эпюра вертикальных изгибающих моментов
Сечение I-I
Сечение II-II
Максимальный вертикальный изгибающий момент
Эпюра горизонтальных изгибающих моментов
Сечение I-I
Сечение II-II
Максимальный горизонтальный изгибающий момент
Суммарный изгибающий момент в опасном сечении
Расчётная схема ведомого вала
![]() |
|||||||
![]() |
![]() |
||||||
![]() |
|||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
|||||||||
![]() |
, где
- фактический коэффициент запаса
усталостной прочности при совместном действии напряжений при кручении и изгибе
-
фактический коэффициент запаса
усталостной прочности при действии напряжений только при изгибе
-
фактический коэффициент
запаса усталостной прочности при действии напряжений только при кручении
Определение Sσ
, где
- предел
усталостной прочности материала вала при изгибе
, где
- предел
прочности углеродистой стали;
- амплитуда
цикла напряжений при изгибе
- среднее
напряжение цикла при изгибе
Цикл напряжений изгиба является симметричным.
Отсюда следует, что
-
коэффициент, корректирующий влияние среднего напряжения цикла при изгибе на
сопротивление усталости;
- эффективный
коэффициент концентрации напряжений при изгибе ([1], табл
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.