Здоровье населения и методы его изучения
Гомель 2005
Министерство здравоохранения Республики Беларусь
Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет»
Кафедра общественного здоровья и здравоохранения
Т.М.
Учебно-методическое пособие
для студентов 4 курса высших медицинских
учебных заведений всех факультетов
Гомель 2005
УДК 614.2
ББК 51.1 (2)
Ш 26
Рецензенты: ректор Гомельского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор С.В. Жаворонок, проректор по лечебной работе и последипломному образованию Гомельского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор В.В. .
Авторы: Т.М. , .
Ш. 26. Основы медицинской статистики. Здоровье населения и методы его изучения: Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса медицинских учебных заведений всех факультетов / Т.М. , ― Гомель: Учреждение образования «Гомельский государственный медицинский университет». 2005. ― 57 с.
ISBN
Предназначено для проведения практических занятий на кафедре общественного здоровья и здравоохранения с целью получения знаний, умений и навыков по данной теме. Cодержит современные материалы по основам медицинской статистики, вопросам изучения и анализа показателей здоровья населения. Соответствует учебному плану и типовой учебной программе по дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение», утвержденной Министерством здравоохранения Республики Беларусь.
Утверждено и рекомендовано к изданию Центральным учебно-научно-методическим советом Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет». «___»_____________2005, протокол № __.
ISBN
УДК 614.2
ББК 51.1 (2)
© , Н.А.
© Учреждение образования
«Гомельский государственный медицинский университет», 2005
1. ТЕМА: ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК НАУКА, ОРГАНИЗАЦИЯ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
2. ОБЩЕЕ ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ
Тема изучается в течение 5 часов, практическое занятие состоит из 3 частей.
В первой части занятия проводится разбор и обсуждение основных вопросов темы. Во второй части студенты самостоятельно под руководством преподавателя определяют этапы статистического исследования, составляют план и программу статистического исследования в соответствии с индивидуальным заданием. В третьей части проводится контрольное тестирование студентов, и подводятся итоги занятия.
3. МОТИВАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕМЫ
Общественное здоровье и здравоохранение как наука и предмет преподавания занимает важное место в системе высшего медицинского образования и подготовки врача.
Общественное здоровье и здравоохранение — наука о закономерностях общественного здоровья, способах его охраны и улучшения. Это определение подчеркивает общественную сторону здоровья и здравоохранения как функцию, направленную не только на лечение отдельного лица, индивидуальную профилактику, реабилитацию, но, прежде всего на население и его группы.
Общественное здоровье изучает и разрабатывает формы и методы улучшения медицинской помощи, направленные на укрепление здоровья населения, на снижение его заболеваемости и смертности, продление человеческой жизни, сохранение трудоспособности и деятельной старости.
Знания и умения, полученные при изучении данной темы будут необходимы студентам при изучении ряда тем курса общественного здоровья и здравоохранения, а также в будущей практической и научной работе.
Для разработки различных проблем общественного здоровья и здравоохранения используют следующие основные методы: исторический, статистический, социологический, сравнительный, аналитический, балансовый, нормативный, экспериментальный.
Статистический метод широко распространен в повседневной деятельности медицинских работников. Он включает единую систему учета, разработки материала, отчетности по всем видам медицинской помощи населению, что позволяет сделать обобщения, выявить те или иные закономерности уровня здоровья населения и качества медицинской помощи.
4. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ
Рассмотреть роль и место общественного здоровья и здравоохранения в системе медицинских наук, практической деятельности органов и организаций здравоохранения. Студенты должны усвоить определение и содержание статистического метода исследований как основного в общественном здоровье и здравоохранении.
5. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ
Студенты должны ознакомиться с ролью и местом общественного здоровья и здравоохранения в системе медицинских наук и практической деятельности организаций здравоохранения. Овладеть методикой проведения статистического исследования. Уметь составить план и программу статистического исследования.
6. ТРЕБОВАНИЯ К ИСХОДНОМУ УРОВНЮ ЗНАНИЙ
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
— определение общественного здоровья и здравоохранения как науки, его современные проблемы;
— роль данной науки в практической деятельности врача;
— методы изучения общественного здоровья и здравоохранения;
— определение статистики как науки;
— основные понятия в статистике;
— организацию статистического исследования
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ИЗ СМЕЖНЫХ ДИСЦИПЛИН
— дайте определение статистики как науки.
— при изучении каких общественных явлений применяется статистический метод?
— каковы этапы развития статистики как науки?
— назовите примеры использования статистического метода в древности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.