Сталин и Гитлер: общее и особенное в судьбе диктатора. Боевое содружество союзников в годы Великой Отечественной войны

Страницы работы

Фрагмент текста работы

1

 
  1. Старков б. Из истории сопротивления режиму личной власти (30-е годы) / Б.Старков // Вестник высшей школы – 1990. - №5. – С.54-62.
  2. Трудные вопросы истории. Россия. Размышления. Новый взгляд на события и факты / Н.Таранев и др. – М.: Политиздат, 1991. – 270с.
  3. Файнбург З. Не сотвори себе кумира. Социализм и культ личности (Очерк истории) / З.Файнбург. – М.: Политиздат, - 1991. – 317с.
  4. Хлевнюк О.В. 1937 год: противостояние / О.В.Хлевнюк // НВЖИТ-серия философия. – 1991. - №1.
  5. Шмелев Г. Перед поворотом / Г.Шмелев // Суровая драма народа. – М.: Политиздат, 1989. – С.55-66.
  6. Шарапов Ю.П. Из истории идеологической борьбы при переходе к НЭПУ / Ю.П.Шарапов. – М.: Наука, 1990. – 190с.

Тема 33. Сталин и Гитлер: общее и особенное в судьбе диктатора

Методические указания

Начать работу рекомендуется с обзора различных точек зрения на указанную проблему. Проанализируйте, как оценивают историки личность Сталина и его время. Подумайте, можно ли сравнить тоталитарные режимы Сталина и Гитлера. В чем состоят общие причины формирования тоталитаризма.

Выделите личные качества Сталина и Гитлера, которые позволили придти к власти и сформировать культ личности.

Сделайте вывод о том, почему так живуче наследие Сталина? Что способствует тому, что в Германии и других Европейских странах, переживших ужасы II мировой войны, вновь возрождаются неонацистские движения?

Завершая анализ темы, укажите на общее и особенное в судьбах двух диктаторов. 

Литература:

  1. Энциклопедия третьего рейха / С.Воронов. – М.: Локид-миф, 1996. – 587с.
  2. Аксенов Ю. Сталинизм: послевоенные утопии и реалии / Ю.Аксенов // Трудные вопросы истории. – М.: Политиздат, 1991. – С.186-205.
  3. Бессонов Б.Н. Сталинская методология мышления и действия / Б.Н.Бессонов // социально-политический журнал – 1998. - №1. – С.202.
 

Министерство образования Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет»

Кафедра истории

Тематика рефератов по курсу «Отечественная история»

для  студентов 1 курса

Новокузнецк

2003

 
 

40

 

  1. Медведев Р. О Сталине и сталинизме / Р.Медведев. – М.: Прогресс, 1990. – 489с.
  2. Орлов Тайная история сталинских преступлений / А.Орлов. – М.: Автор, 1991. – 352с.
  3. Павлова И.В. Механизм  политической власти в СССР в 20-30-е годы / И.В.Павлова // Вопросы истории – 1998.- №11-12. – С.49-66.
  4. Романовский Н. Наше непредсказуемое прошлое / И.Романовский // Россия и современный мир – 1998. - №3. – С.68-78.
  5. Ципко А. Истоки сталинизма / А.Ципко // Наука и жизнь – 1998. - №11. – с.48

Тема 32. Сопротивление сталинщине в 20-30-е гг.

Методические указания

Начать работу рекомендуется с анализа внутрипартийной дискуссии в ВКП(б) в 20-е годы. Поясните позицию Л.Тоцкого, его стремление ускорить индустриализацию, умеренную платформу Н.Бухарина, его лозунг «обогащайтесь!», обращенный к крестьянству.

Выделите причины сталинского лавирования между различными группировками.

Объясните причины победы Сталина над своими оппонентами.

Дайте оценку XVII съезду ВКП(б) (1934 г.), где была предпринята попытка сместить Сталина с поста Генерального секретаря. Покажите сопротивление сталинщине в кругах интеллигенции (Е.Замятин, Б.Пильняк, А.Платонов, О.Мандельштам).

В заключении сделайте вывод, почему большая часть большевистской элиты не смогла остановить сталинский террор.

Литература:

  1. Материалы февральско-мартовского пленума ЦК ВКП(б) 1937 года // Вопросы истории – 1992. - №4-5. – С.3-36.
  2. Борисов Ю.С. Политическая система конца 20-30-х годов. О Сталине и сталинизме / Ю.С.Борисов // Историки спорят. – М.: Политиздат, 1989. – С. 228-304.
  3. Гак Д.М. Депортация инакомыслящих в 1922 г. / Д.М.Гак // Кентавр – 1993. - №5. – С.75-89.
  4. Медведев Р. О Сталине и сталинизме / Р.Медведев. – М.: Прогресс, 1990. – 483с.
  5. Никитин А. Тамплиеры – рыцари России / А.Никитин // Знание-сила – 1998. - №8. – С.130-141.
  6. Орлов А. Тайная история сталинских преступлений / А.Орлов. – М.: Автор, 1991. – 352с.
 

ББК 63.3 (2 Рос) – 7я1

Тематика рефератов по курсу «Отечественная история» // Р.И.Ефремова, И.А.Гунькина, Т.Н.Антидзе, Г.М.Мелёхина, Д.И.Оршанский, Т.Б.Соловьёва, А.В.Шмыглёва, Л.А.Шумилова, А.М.Чухланцев: СибГИУ. – Новокузнецк. 2003. – 57с.

Изложена  тематика студенческих рефератов, составленная в соответствии с рабочей программой и государственным стандартом. Представлена литература, необходимая для написания рефератов. В  список включены документы, источники, монографии, учебные пособия, статьи из периодической печати. К каждому реферату даются методические указания, которые помогают студентам в целенаправленном освещении вопросов плана.

Изложен перечень тем докладов, сообщений, которые студент может выбрать для самостоятельной работы при подготовке к семинарским занятиям, к конференциям.

Предназначена для студентов 1 курса всех специальностей.

Рецензент – кафедра истории Новокузнецкой государственной педагогической академии (зав.кафедрой Полякова Л.А.)

 
 

2

 

39

 

  1. Ленин, о котором спорят сегодня / Г.В.Вернадский. – М.: Аграф, 1998. – 320с.
  2. Первое советское правительство. Октябрь 1917 – июль 1918 / А.Ненароков. – М.: Политиздат, 1991. – 461с.
  3. Плимак Е. Современные споры о Ленине / Е.Плимак // Свободная мысль – 1996. - №6. – С.84.
  4. Щукин А.Н. Самые знаменитые люди России. Том I / А.Н.Щукин. – М.: Вече, 1999. – 576с.  

Тема 31. Истоки сталинизма

Методические указания

Начать работу рекомендуется с анализа политической обстановки в стране в 30-е годы XX века. Укажите на ту особенность, что в стране не было других партий, кроме коммунистической.

Выделите роль номенклатуры – особого слоя управления в советском обществе. Проанализируйте влияние репрессий на формирование партаппарата, роль НКВД. Выделите и охарактеризуйте возможных конкурентов Сталина, Троцкого, Каменева, Зиновьева, Бухарина, Рыкова и др., и пути их устранения.

Укажите на идеологизацию культуры и духовной жизни общества.

Завершая анализ темы, укажите на истоки сталинизма, на факты, которые

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
400 Kb
Скачали:
0