Энергетический потенциал колесных 4К4б тракторов для основной обработки почвы. Главный критерий технического обеспечения растениеводства

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Энергетический потенциал колесных 4К4б тракторов для основной обработки почвы

Введение

Главный критерий технического обеспечения растениеводства –  энергоресурсосбережение в технологиях, характеризуемое меньшими затратами мощности и топлива при максимальной производительности с конечной оценкой по себестоимости продукции и рентабельности ее производства. Последние 10-15 лет направлены на достижение этих ориентиров в основном за счет приобретения тяжелых импортных тракторов мощностью до 420-500 кВт (575-675 л.с.) и энергонасыщенностью 17-22 Вт/кг, оснащенных дизельными двигателями с высоким (до 56%) запасом крутящего момента для агрегатирования с ними широкозахватных (до 18 м) почвообрабатывающе–посевных комплексов на повышенных рабочих скоростях. В этом же направлении,  с заметным отставанием, действует ЗАО «Петербургский тракторный завод», перешедший на выпуск колесных 4К4б тракторов серии К-744Р и К-9.500 5-8 кл. Их энергонасыщенность в комплектации сдвоенными колесами и максимальным операционным весом достигает 15-16 Вт/кг при запасе крутящего двигателя 30-40%.

С повышением энергонасыщенности тракторов общего назначения особую актуальность приобретает проблема использования их мощности в связи с требованиями ресурсосбережения и экономичности тракторной техники. На современном этапе эти требования вступают во все большее противоречие с возможностями реализации.

Рост энергонасыщенности должен быть ориентирован на реализацию факторов повышения мощности через улучшение показателей технического уровня тракторов. Однако в рамках тяговой концепции это приводит к ограничению ее верхнего уровня. Основными причинами являются:

превышение достигнутого уровня энергонасыщенности новых моделей тракторов потребностям роста рабочей скорости почвообрабатывающих машин и комплексов, особенно для глубокой и отвальной обработки почвы;

ограничение тягово-сцепных свойств тракторов при реализации энергонасыщенности повышением тяговых усилий из-за минимизации конструкционной массы в целях ресурсосбережения.

Поэтому энергонасыщенные тракторы общего назначения серии К-744Р компонованной схемы с шарнирной рамой и колесной формулой 4К4б вполне можно отнести к тракторам тягово-энергетической концепции по следующим характерным признакам:

переменные массоэнергетические параметры, за счет сдваивания колес и установки балластных грузов, обеспечивающие их использование с разным номинальным (оптимальным) тяговым усилием при различной комплектации;

неполная реализация мощности двигателя через тяговое усилие по сцеплению при работе в нижней части установленного диапазона рабочих скоростей.

В этой связи важным является предлагаемое ниже обоснование потребного удельного энергетического потенциала тракторов общего назначения при выполнении наиболее энергоемких операций основной обработки  почвы.

Цель работы – обоснование рациональных по критериям ресурсосбережения удельных массоэнергетических параметров колесных 4К4б тракторов для операций основной обработки почвы.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение  следующих задач:

1)  установить взаимосвязь удельных массоэнергетических показателей трактора с тягово-скоростными режимами его использования в составе почвообрабатывающих агрегатов;

2)  определить рациональные значения удельного энергетического потенциала трактора с учетом его комплектации и занятости на разных видах основной обработки почвы.

Объект исследования – взаимосвязь удельных массоэнергетических параметров трактора общего назначения с тягово-скоростными режимами его использования.

Условия и методы исследования

В основу решения поставленных задач положены установленные ранее [1] допущения и ограничения:

1)  при возделывании зерновых и кормовых культур в АПК Восточно-Сибирского региона культивируется три вида технологий почвообработки:      1-традиционная с отвальной вспашкой; 2-минимальная с глубокой или поверхностной безотвальной обработкой; 3- нулевая;

2)  рациональные (номинальные) рабочие скорости почвообрабатывающих агрегатов по указанным видам технологий  из условий ресурсосбережения и агротехнических требований ограничены диапазонами ()i: 1,8-1,9 м/с; 1,9-2,4 м/с; 2,4-3,4 м/с соответственно;

3)  взаимосвязь буксования  и коэффициента использования веса  тракторов серии К-744Р в рабочем диапазоне тяговых нагрузок (при ) на одноименных почвенных фонах аппроксимируется выражением  при установленных значениях коэффициентов a и b.

Результаты исследования и их анализ

Потребная эксплуатационная мощность тракторного двигателя , при установленных функциональных зависимостях буксования движителя и тягового КПД трактора , известном коэффициенте ее использования  в условиях вероятностной тяговой нагрузки и частичном отборе на привод рабочих органов  в тягово-приводном агрегате, определится из уравнения [1]

                                                                          (1)

Соотношение оптимальной  для конкретной или группы родственных операций почвообработки и установленной изготовителем для регламентирующих условий или основной (по занятости) операции  эксплуатационных мощностей трактора для тягового или тягово-приводного режимов выразится как

При                          (2)

                                          (3)

где  ;

В выражениях относительных коэффициентов числители соответствуют оптимальной мощности , а знаменатели – установленной .

Соотношение оптимальной эксплуатационной мощности  для конкретной операции и установленной изготовителем  определяется относительными коэффициентами, характеризующими изменение тяговых         (), скоростных () и массоэнергетических () параметров трактора. Причем величина  определяет соотношение потребных мощностей трактора

Похожие материалы

Информация о работе