Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни
Указания к методике выявления уровня нервно-психического развития детей 2-3 года жизни.
1. От 1 года 1 мес. До 1 года 3 мес.
2. От 1 года 4 мес. До 1 года 6 мес.
3. От 1 года 7 мес. До 1 года 9 мес.
4. От 1 года 10 мес. До 2 лет.
Развитие детей 2-го года жизни проверяется по следующим линиям:
1. развитие понимания речи;
2. развитие активной речи;
3. сенсорное развитие;
4. развитие игры и действий с предметами
5. развитие движений
6. развитие навыков.
Такое выделение является условным, т.к. с одной стороны, намечается определенная связь между линиями развития, относящимся к формированию умений, с другой, каждая линия развивается в результате формирования определенных функций. Так, например, развитие активной речи связано с развитием артикуляционного аппарата ребенка, способности подражания речи взрослого, формированием функции обобщения в речи, социальных связей, эмоциональней сферы ребенка. Тем не менее, каждая линия развития выражает собой определенные условия ребенка: говорить, играть и т.д. Четкое выделение линий облегчает диагностику нервно-психического развития ребенка, хотя и не охватывает всего развития.
Каждая линия развития выражена в определенном: показателе. В результате паробирования показателей развития оставлены лишь те из них, которое выполняются 50-80% детей, воспитывающихся в условиях коллектива, т.е.по одному показателю ка каждую линию развития (всего 24показателя). Наиболее информативный показатель - развитие активной речи. Анализ этого показателя в условиях коллектива четко выявляет неблагополучие ряда факторов (периода адаптации, анамнеза ребенка, педагогических воздействий). Поэтому развитие активное речи ребенка, с одной стороны, требует особого внимания со стороны взрослого как показатель наиболее сложный и вновь формирующийся, а с другой, информирует о каких-то неблагополучных условиях воспитания ребенка.
На 3-м году жизни и развитии ребенка выделено 2 полугодия. В каждом из них намечаются следующие линии: в первом полугодии
1) активная речь,
2) игра,
3).конструктивная деятельность,
4).сенсорное развитее,
5) развитие движений,
6) развитие навыков;
во втором полугодии:
I).активная речь,
2).игра,
3) изобразительная деятельность,
4).конструктивная деятельность,
5) сенсорное развитие,
6) навыки,
7) движения.
Всего 19 показателей. Кроме того, дается оценка поведению ребенка.
При оценке психического развития детей в карте развития фиксируется уровень развития, т.е. к какому уровню (возрасту) оно соответствует по всем линиям. Поведение оценивается также по всем параметрам (параметры поведения прилагаются).
В заключении отражается, в чем и насколько задерживается развитие ребенка и каковы отклонения в его поведении.
Приводим пример записи в карте развития ребенка.
Алла Р.
Возраст |
Уровень н/псих. Развития (какому возрасту соответствует) |
Характер поведения |
Заключение |
Назначения |
||||||
Речь |
Сенс.развитие |
Игра |
движения |
Навыки |
||||||
Понимание |
Активная |
|||||||||
1 г. 6 мес. |
1,6 |
1,3 |
1,3 |
1,6 |
1,6 |
1,3 |
1.Спокойное. 2.Медленное, спокойное 3.Хороший 4.Активный 5.Малоэмоциональный |
Отстает в развитии активной речи, игре, сенс.развитии, навыках на 1 кв. Отклонения в поведении незначит. |
1.индивидуальный эмоциональный контакт, побуждать к речевым реакциям. 2.Учить ориентироваться в 2-х контрастных величинах предметов. 3.Учить самостоятельно есть ложкой. |
|
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
2-го года ЖИЗНИ
Возраст 1г.Змес.
I. Понимание речи.
Запас понимаемых слов быстро расширяется.
А.Понимание ребенком названий окружающих предметов.
I.Материал - 3-4игрушки, изображающие вид транспорта животных, предметы обихода, предметы детских игр (машина, часы, мячик, собака).
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ- ситуация, специально подготовленная. Перед ребенком раскладываются 4 контрольных предмета. На вопросы взрослого: «Где..?», - ребенок должен отыскатъ предметы все. После этого они убираются, ставятся другим порядком и вновь предлагается их найти.
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА - по просьбе взрослого находит (показывает рукой или берет в руки) нужные предметы.
Задание считается выполненным, если ребенок выбирает не менее 3 предметов.
МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ- по слову взрослого находит нужные предметы, указывая на них рукой.
Задание считается выполненным, если ребенок находит не менее 3 предметов.
Б.Понимание ребенком действий
1.МАТЕРИАЛ- сюжетная игрушка, тарелка, кроватка.
МЕТОДИКА ВЫЯЛЕНИЯ - ситуация, специально подготовленная. Ребенку предлагается выполнить действия:"Покорми куклу,"положи куклу в кроватку".
ПОВЕДЕНИЕ РЕБЕНКА - выполняет действия по просьбе взрослого подносит тарелку ко рту, кладет куклу в кроватку.
В.Ребенок ориентируется в группе
МЕТОДИКА BЫЯВЛЕНИЯ -ситуация естественная. При проведении режимных процессов организации игры предлагается
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.