1 ТЕПЛОВОЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ВОСЬМИЦИЛИНДРОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ТИПА Д49
1.1 Исходные данные для расчета
Исходные данные приведены в таблице 1.1.
Параметр, размерность |
Обозначение |
Величина |
Эффективная мощность дизеля 3А-6Д49 |
Nе |
1470 |
Номинальная частота вращения коленвала, об/мин |
nд |
750 |
Тактность дизеля |
t |
4 |
Диаметр цилиндра, м |
Dц |
0,26 |
Ход поршня, м |
S |
0,26 |
Отношение радиуса кривошипа к длине шатуна |
l |
1/3,25 |
Максимальное давление сгорания, МПа |
pz |
14 |
Степень сжатия дизеля |
e |
12,5 |
Механический коэффициент полезного действия |
hм |
0,91 |
Коэффициент избытка воздуха |
a |
2,07 |
Коэффициент продувки |
jв |
1,05 |
Коэффициент остаточных газов |
g |
0,03 |
Коэффициент эффективного выделения теплоты |
x |
0,83 |
Средний показатель политропы сжатия |
n1 |
1,38 |
Средний показатель политропы расширения |
n2 |
1,26 |
Показатель адиабаты сжатия |
к |
1,4 |
Показатель адиабаты расширения отработавших газов |
кг |
1,34 |
Низшая теплота сгорания дизельного топлива, кДж/кг |
Hu |
42500 |
Давление атмосферного воздуха, МПа |
р0 |
0,102 |
Температура окружающего воздуха, К |
T0 |
293 |
1.2 Расчет давления наддува дизеля
Требуемое давление наддувочного воздуха, МПа, определяется по параметрам заменяемого дизеля
(1.1)
где рsзам – давление наддува заменяемого дизеля, МПа; рsзам = 0,28 МПа;
nд зам – номинальная частота вращения коленвала, об/мин;
nдзам = 1000 об/мин;
Для достижения необходимой мощности дизеля принимается давление наддува равное ps=0,40 МПа.
1.3 Выбор схемы воздухоснабжения дизеля
Схема воздухоснабжения представлена на рисунке 1.1.
|
|
|||||||
Рисунок 1.1 – Схема воздухоснабжения дизеля 3А-6Д49
Степень повышения давления,
(1.2)
где – давление атмосферного воздуха, МПа;
Температура воздуха на выходе из компрессора, К
; (1.3)
где hк – коэффициент полезного действия центробежного компрессора;
hк=0,75 [*];
Температура воздуха после охладителя, К
ТS = T1 – hx(T1 – Tw); (1.4)
где hх – коэффициент эффективности охладителя; hх = 0,83 [*];
Тw – температура теплоносителя, охлаждающего наддувочный воздух, К;
Тw = 328 К [*];
ТS = 479,6 – 0,75 · (479,6 – 328) = 353,8 K.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Рисунок 1.2 – Расчётная индикаторная диаграмма.
1.4.1 Расчет процесса наполнения цилиндра
Рабочий объем цилиндра, м3
(1.5)
Объем камеры сжатия, м3
(1.6)
Максимальный объем цилиндра, м3
(1.7)
Давление в начале сжатия, МПа
(1.8)
Температура рабочего тела в начале сжатия, К
(1.9)
где DТ – суммарное повышение температуры воздуха в период наполне-ния, К; DТ = 10 К [*];
Коэффициент наполнения цилиндра,
(1.10)
1.4.2 Расчет процесса сжатия и горения
рc= paen1, (1.11)
Tc =Таen1–1, (1.12)
рc = 0,384 × 12,51,38 = 12,53 МПа,
Тс = 376,5 × 12,51,38–1 = 983,0 К.
Химический коэффициент молекулярного изменения
(1.13) где L0 – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, кмоль/кг; L0 = 0,5 кмоль/кг;
Н, О – массовые доли водорода и кислорода в топливе; Н = 0,135;
О = 0,005;
Действительный коэффициент молекулярного изменения
(1.14)
Степень повышения давления в цилиндре
(1.15)
Температура рабочего тела, К, в точке z индикаторной диаграммы определяется из уравнения сгорания.
(1.16)
где mгСpmz – средняя молярная теплоемкость при постоянном давлении для продуктов сгорания, кДж/(кмоль×К);
mCvmc – псредняя молярная теплоемкость при постоянном объеме для воздуха, кДж/(кмоль×К);
tz, tc – максимальная температура сгорания и сжатия соответственно, С°.
Для воздуха и двухатомных газов
mCvmc = 20,93 + 2,093×10-3tc; (1.17)
Для продуктов сгорания жидкого топлива
(1.18)
mCvmc = 20,93 + 2,093×10-3 × 710 = 22,416 кДж/(кмоль×К),
Необходимо определить максимальную температуру сгорания топлива tz. Для этого подставляются в уравнение (1.16) выражения (1.17) и (1.18). После проведения некоторых преобразований получается уравнение
(1.19)
Vz= rVc, (1.20)
Vz= 1,734 × 1,2 × 10-3 = 2,08 × 10-3 м3.
1.4.3 Расчет процесса расширения
Давление рb, МПа, и температура Тb, К, в конце расширения
(1.21)
(1.22)
где d – степень последующего расширения в цилиндре;
(1.23)
Расчетное среднее индикаторное давление, МПа
(1.24)
Среднее индикаторное давление действительного цикла pi МПа, меньше расчетного pip вследствие наличия скруглений в точках с, z¢, z индикаторной диаграммы и в конце расширения, поэтому
pi = jп pip; (1.25)
где jп – коэффициент полноты индикаторной диаграммы четырехтактного и дизеля; jп = 0,98 [*];
pi = 0,98 × 2,385= 2,338 МПа.
Индикаторная мощность дизеля, кВт
(1.26)
Индикаторный коэффициент полезного действия
(1.27)
Удельный индикаторный расход топлива, кг/(кВт×ч)
(1.28)
К эффективным показателям работы двигателя относятся: эффективная мощность Ne, кВт; эффективный коэффициент полезного действия дизеля he; удельный эффективный расход топлива be, кг/(кВт×ч), которые рассчитываются по формулам:
Ne = Ni hм, (1.29)
he = hi hм, (1.30)
(1.31)
Ne = 1613,4 × 0,91 = 1468,2 кВт,
he =0,440 × 0,91 = 0,40,
Вч =beNe, (1.32)
Вч = 0,212 × 1468,2 = 310,8 кг/ч.
Суммарный секундный расход воздуха дизелем, кг/с
(1.33)
где L¢0 – теоретически необходимое количество воздуха для сгорания 1 кг топлива, кг/кг; L¢0 = 14,5 кг/кг;
Расход воздуха, определяющий заряд цилиндра будет ниже суммарного расхода, так как часть воздуха расходуется на продувку цилиндров
(1.34)
Секундный расход отработавших газов, кг/с
(1.35)
1.4.6 Определение мощности агрегатов наддува
(1.36)
где R – универсальная газовая постоянная, кДж/(кг×К); R = 287 кДж/(кг×К);
Температура смеси Тсм, К, выпускных газов с наддувочным воздухом определятся из уравнения баланса теплоты
GbS Tсм mCpсм = (GbS - Gb)Тs mCps + GгTb mCpb. (1.37)
Приравняв mCpb = mCpсм, получим
(1.38)
где mCpсм, mCps, mCpb – средние молярные теплоемкости смеси, воздуха в ресивере и газов в точке “b” индикаторной диграммы; mCps,mCpb определяются по формулам (1.16) и ( (1.17) для ts и tb;
mCрs = 20,93 + 2,093 · 10 –3 · 80,8 =21,10 кДж/(кмоль×К),
Температура рабочего тела перед турбиной, К, с учетом теплоты
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.