- магистральная трещина недопустимой длины или площади;
- разрушение (разделение на части) элементов и др.
При прямом эффекте предельное состояние достигается преимущественным развитием магистральной усталостной трещины (объемное разрушение), тогда как процессы изнашивания оказываются сопутствующими. Характеристика , являющаяся пределом выносливости вала с учетом влияния процессов трения и изнашивания при действии контактного давления р, количественно описывает прямой эффект.
Изучить прямой эффект экспериментально можно двумя методами. Метод комплексных испытаний состоит в том, что процессы трения, изнашивания и (механической) усталости одновременно, в совокупности, в течение всего времени испытаний. При этом изучают влияние условий процесса трения на изменение характеристик сопротивления усталости одного из элементов системы. Метод последовательных испытаний состоит из двух этапов и заключается в том, что на первом этапе производят испытания на трение и изнашивание при заданных условиях контактного взаимодействия элементов узла трения в течение установленного времени, а на втором этапе один из элементов узла подвергают усталостным испытаниям, определяя его характеристики сопротивления усталости.
Влияние процессов трения и изнашивания на изменение характеристик сопротивления механической усталости можно охарактеризовать коэффициентом прямого эффекта:
КD =
По существу, коэффициент КD является прочностной характеристикой.
Вопрос №3
Когда Вы изучили основные закономерности прямого и обратного эффектов, стало ли Вам понятнее, что такое трибофатика? В чем ее отличие от трибологии, механики усталостного разрушения, других дисциплин, изучающих проблемы прочности, проблемы поверхностного и объемного разрушения (сопротивление материалов, детали машин, строительная механика)?
Трибофатика – наука об износоусталостных повреждениях и разрушениях и разрушении силовых систем машин и оборудования. В отличие от трибофатики в трибологии объединены теории трения, изнашивания и смазки. Механика усталостного разрушения объединяет такие понятия, как динамика, прочность и устойчивость.
В таблице дан сравнительный анализ методов исследования и расчетов объектов, изучаемых в трибологии, механике усталостного разрушения и трибофатике.
Таблица 1 – Сравнительный анализ методов исследования и расчетов
Дисциплина |
Объект для изучения |
Основные методы исследования |
Масштаб повреждения |
|
экспериментальные |
теоретические |
|||
Т (трибология) |
Пара трения |
Испытания на трение |
Механика контактного взаимодействия |
Поверхностное повреждение (износ, питтинг и др.) |
F (механика усталостного разрушения) |
Элемент конструкции |
Испытания на усталость |
Механика деформирования и разрушения |
Объемное (усталостное) разрушение |
TF (трибофатика) |
Силовая система |
Износоусталостные испытания |
Механика износоусталостного повреждения |
Комплексное поверхностное повреждение и объемное разрушение |
Термин трибофатика произошел от двух слов (понятий), которые совершенно равноправны: tribos – (греч.) трение, что символизирует современную трибологию, в том числе и трибологическую надежность; fatigue – (фр.) усталость, что символизирует современную механику усталостного разрушения, в том числе и прочностную надежность.
В трибофатике развивается нетрадиционный подход к анализу контактных задач, а также механики деформирования и разрушения.
Вопрос №4
Как определяют параметр термической активации усталостного повреждения (mT). Каков его смысл?
Параметр mT термической активации усталостного повреждения определяют по температурной зависимости пределов выносливости, которая в двойных логарифмических координатах оказывается (для ограниченного диапазона повышенных рабочих температур) прямой линией (рисунок 3).
89
Рисунок 3 – к определению параметра mT термической активации усталостного разрушения.
В таблице 2 приведены численные значения этого параметра для типичных классов материалов. По существу, параметр mT,подобно параметру mV, количественно характеризует такое увеличение температуры, которое приводит к снижению логарифма предела выносливости на единицу. Чем больше параметр mT (или чем меньше угол αТ), тем выше сопротивление материала термодинамическим нагрузкам.
Таблица 2 – значения параметра mT для различных классов материалов.
Материалы |
mT |
Конструкционные стали |
0,82…2,60 |
Жаропрочные стали |
2,09…4,65 |
Никелевые сплавы |
3,00…5,47 |
Деформируемые алюминиевые сплавы |
1,99…3,31 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.