Поэтому излом появляется на том участке цепи верхний вал – торсионный вал, где прочность наименьшая. Наличие рыхлот, внутренних пороков, а также концентратов напряжений способствует образованию трещин в этих местах.
Излом нижнего вала возникает чаще всего у большого основания малой конической шестерни – между ней и внутренним кольцом роликового подшипника. Излом обычно наступает при заклинивании верхней части нижнего вала в радиально-упорном подшипнике вследствие его расстройства из-за износа распорной втулки.
Ослабление посадки конусной ступицы на верхнем валу. Эта неисправность обусловлена недостаточным осевым натягом ступицы на валу. Наличие забоин на конусных поверхностях вала и ступицы не позволяет осуществить надежную сборку этого узла. Забоины не устраненные при ремонте, не позволяют осуществить нормальную посадку ступицы на валу при сборке. В процессе же эксплуатации забоины деформируются, вызывая ослабление ступицы на валу.
Ослабление и отвертывание болтов крепления восьмигранных гаек торсионного вала. Крутильные колебания верхнего коленчатого вала, вызывающие знакопеременные нагрузки в деталях, при наличии зазоров в шлицевых соединениях приводят к ослаблению болтов крепления верхней гайки торсионного вала к шлицевой втулке, а также нижней гайки торсионного вала к нижнему валу вертикальной передачи. Знакопеременные нагрузки возрастают при работе дизеля на 5-й и 6-й позициях контроллера машиниста (во время перекладки вала из-за наличия зазоров). При работе дизеля с неравномерной нагрузкой по цилиндрам знакопеременные нагрузки в деталях вертикальной передачи резко возрастают. Этому способствует неудовлетворительное крепление болтов и некачественное их стопорение при ремонте в депо и на тепловозоремонтных заводах. Указанный дефект в верхней части торсионного вала трудно обнаружить без разборки передачи из-за конструктивной недоработки этого узла. Это в свою очередь приводит к выпуску тепловозов из ремонтов (ТО-3, ТР-1 и ТР-2) с невыявленными и неустраненными дефектами, которые, как правило, вызывают в последствии падение шлицевой втулки, разъединение частей вертикальной передачи и остановку дизеля. Такие же последствия наблюдаются и при отсоединении торсионного вала от нижнего вала вертикальной передачи. С введением новой конструкции крепления шлицевой втулки в восьмигранной гайке верхней головки торсионного вала полностью исчезли случаи разъединения частей вертикальной передачи из-за падения шлицевой втулки.
Излом зубьев конических шестерен. Он вызывается теми же причинами, что и излом торсионного вала и вала верхней части вертикальной передачи. вероятность излома зубьев увеличивается при неправильной регулировке зацепления в зубчатой паре при ремонте, а также в случае износа распорной втулки и значительного увеличения зазоров между зубьями. При контакте площадью меньше предусмотренной техническими условиями удельные нагрузки на зубья возрастают и могут привести их поломке.
Проворот распорной втулки и ослабление гайки крепления внутренних колец подшипников качения. Основной причиной проворота распорной втулки и износа ее опорных торцов поверхностей является необоснованное удаление при текущих и заводских ремонтах шпонки, фиксирующей втулку на валу. Обычно при провороте распорной втулки и износе ее торцовых поверхностей происходит ослабление затяжки внутренних колец подшипников качения гайкой. ослабление крепления может наблюдаться и без проворота распорной втулки, когда гайка слабо затянута. Этому способствует недостаточное обжатие внутренних колец подшипников осевым усилием под прессом при сборке частей вертикальной передачи. Износ торцовых поверхностей распорной втулки может наступить из-за отсутствия параллельности этих поверхностей. При непараллельности более 0,03 мм возможен износ торцов по местам контакта из-за пластического деформирования металла.
Ослабление посадки внутренних колец подшипников качения и малой конической шестерни. Основная причина этой неисправности – малый натяг колец на валу. Вследствие проворота распорной втулки и износа ее торцовых
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.