Основы управления предприятием в условиях перехода к рынку. Кадры управления. Эффективный руководитель

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Фрагмент текста работы

1 Основы управления предприятием в условиях перехода к рынку

Экон-кое положение предприятия, его будущее зависят не только от уровня используемой техники и технологии, достаточности капитала, качества используемой рабочей силы, но и от организации управления пр-вом, т.е. от используемой модели менеджмента (Менеджмент - совокупность принципов, методов, средств и форм научно-практического управления производством с целью повышения эффективности пр-ва и увеличения прибыли наиболее экономичным и гуманным путем.).

Общее направление эволюции управления учитывает переход от массового пр-ва к серийному и единичному, от относительно низкого уровня конкуренции к его высокой степени в условиях экономической интеграции стран. У рук-лей предприятий появились новые функции, связанные с финансами, маркетингом, реальной экономикой и потребовавшие новых знаний, методов и навыков. Управленческая деятельность также стала требовать от рук-лей нового подхода, знания всех этапов и стадий упр-ния.

Упр-ние предприятием как вид профессиональной деятельности базируется на обоснованном применении управленческих технологий – искусства, мастерства и умения осуществлять управленческое воздействие для достижения поставленных целей. Управленческая технология включает совокупность:

-методов и средств сбора и обработки информации;

-приемов эффективного воздействия на работников;

-принципов, з-нов, з-номерностей орг-ции и упр-ния;

-систем контроля.

Основными объектами этой технологии являются человек, организация, общество. В отличие от технократических технологий (машиностроения, металлообработки и др.) объекты управленческой технологии не являются детерминированными. Поэтому нахождение общего (определенного) и особенного (неопределенного) в объекте управления является важной задачей любого руководителя.

Сочетание разных технологий управления в одной системе составляет методику прорывов организаций на новые рубежи. Прорывы обычно носят кратковременный характер. Они проводятся с группой специалистов 7–15 человек в течение трех-десяти дней, один раз в три-пять лет в зависимости от желаемого уровня получения результатов и управленческого уровня подготовки специалистов.

Методика прорывов реализуется на предприятиях при проработке перехода на производство или ремонт новых изделий или при изменении стратегии их развития. Например, продукция предприятия постепенно теряет спрос на рынке, и никакая модернизация не помогает увеличить объем продаж. Руководство решает перейти на новую, перспективную продукцию. Обычно этот процесс болезнен и с технической, и с социальной стороны. Для предвидения возможных осложнений составления планов мероприятий в организации проводится учебный тренинг, в котором принимают участие все функциональные руководители и бóльшая часть р-тников.

По разработанной методике (в течение пяти–семи дней) организация начинает работу по переходу на выпуск нового изделия:-издаются приказы со специальным индексом (для последующей отмены); -увольняются и принимаются работники на время тренинга; -перемещается часть оборудования; -завязываются новые связи с поставщиками и потребителями; -создается временная группа развития орг-ции; -создается группа для связи с общественностью.

Затем организация возвращается на исходные позиции, и руководство по результатам тренинга принимает более взвешенные и обоснованные решения, а персонал более спокойно реагирует на нововведения.

В качестве основных хар-ристик новых моделей управления можно выделить: -минимум уровней управления, в рез-те чего сокращаются цепи управленческих команд, пути прохождения инф-ции между управляющей и управляемой подсистемами, ускоряются процессы обработки и передачи инф-ции, повышается действенность управления, обесп-ся минимум затрат на упр-ние; -минимум числа структурных подразделений, рациональное и четкое распределение функций между работниками аппарата управления и соблюдение норм управляемости на каждом уровне системы управления; -укомплектование наиболее квалифицированным персоналом, так как качество и своевременность принятия управленческих решений во многом определяется его компетентностью; -обеспечение современными техническими средствами управления и обработки информации; -компьютеризацию делопроизводства; -ориентацию управления производством на запросы потребителей; -активное развитие пр-венного самоуправления.

Модели управления предприятием выбирают с учетом его размера и сферы деятельности, характера и объема выпуска продукции, квалификации кадров, особенностей технологии, наличия финансов и т. п. Опыт показывает, что многие известные предприятия переживают каждые четыре-пять лет крупные реорганизации.

С начала 70-х годов ХХ века происходит значительная переоценка целей, принципов и форм управления предприятием в виде эволюции: стратегическое регулирование – стратегический контроль – стратегическое управление – долгосрочное планирование.


4 Кадры управления

Реализацию функций управления осуществляет штат работников различных уровней управления, сосредоточенный в центральном органе и линейных подразделениях и классифицируемый по должностным признакам согласно установившейся иерархии на руководителей, специалистов и технических исполнителей.

Распорядительная деятельность имеет циклический характер, при котором непрерывно чередуются операции сбора и обработки информации, принятия решений, организации их исполнения. Различие в выполнении этих операций проявляется в зависимости от места руководителя в иерархической подсистеме управления. На низовых уровнях подсистемы управления все три управленческие операции выполняются самим руководителем; руководители же организаций большую долю рабочего времени затрачивают на принятие решений и организацию их выполнения. Информацию для этого собирают специалисты функциональных подразделений. Чем выше стоит руководитель в иерархической подсистеме управления, тем больше внимания он уделяет перспективным вопросам (разработке технической политики, заботе о квалификационной подготовке кадров. ). Распорядительная деятельность направлена на выполнение пр-венных

Похожие материалы

Информация о работе