Цена и процесс ценообразования на предприятии. Теоретические основы цены. Затратный подход к ценообразованию

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Введение

С зарождения человечества и по сей день, человек пользовался и пользуется различными благами, которые позволяют удовлетворять его те или иные потребности. Существуют различные виды благ: экономические и неэкономические. Неэкономические находятся в неограниченном количестве, а экономические – редкие блага. Соотношение между потребностью и доступным для распоряжения количеством благ делает их экономическими и неэкономическими. В зависимости от полезности блага его можно назвать более ценным или менее ценным. Для приобретения того или иного блага человек платил и платит определённую цену (в зависимости от его ценности) в денежном эквиваленте. С тех пор, как экономика оформилась как наука, различными учёными были предложены различные определения цены, а позже и оформилось понятие ценообразования.

Вопрос о ценах и ценообразовании довольно актуален в настоящее время в нашей стране, так как при переходе на рыночную модель экономики понятие ценообразования стало новым понятием в российской экономике. В советское время данный вопрос не был так актуален, так как все цены на различные товары устанавливались государством.

Данной теме посвящены многие работы российских учёных, например, “Цены и ценообразование” Баздникина А. С., “Ценообразование” Герасименко В. В., “Ценообразование (Управление ценообразованием в организации)” Липсица А. В. и др. Обширная литература, посвящённая данной проблеме, ещё раз подтверждает её актуальность.

После перехода нашей страны на рыночную модель экономики знания по данному вопросу стали применяться во многих областях экономики, в том числе в экономике предприятия. Выбор той или иной стратегии ценообразования стало одной из основных задач на любом предприятия, так как правильное решение этой задачи позволяет предприятию выжить в борьбе с другими предприятиями-конкурентами. Поэтому данная проблема не только рассматривается теоретически, но и используется на практике.

Целью курсовой работы является изучение различных видов ценообразования и провести анализ объекта исследования, которым является ЗАО “Спичечная фабрика “Белка-Фаворит”, по вопросу ценообразования на этом предприятии.

В связи с этой целью в ходе написания курсовой работы необходимо решить следующие задачи:

1)  изучить теоретические основы цены и ценообразования на предприятии;

2)  полученные знания применить при исследовании объекта – ЗАО “Спичечная фабрика “Белка-Фаворит”;

3)  сделать выводы по исследованию объекта.

В ходе написания курсовой работы были применены логический и расчётный методы исследования объекта.


Глава 1. Цена и процесс ценообразования на предприятии

1.1.Теоретические основы цены

Важнейшим рычагом экономического механизма хозяйственной политики субъекта хозяйствования является цена, которая отражает все стороны экономической деятельности. В условиях рынка цена выступает связующим звеном между производителем и потребителем, обеспечивает равновесие спроса и предложения. Цена выступает обобщающим качественным показателем деятельности субъекта хозяйствования [17].

Прежде всего, определим, что же такое цена. Существует множество определений цены. Например, Чечевицина Л. Н. определяет цену как денежное выражение стоимости, ценности (полезности) товара для потребителя. Похожее определение даёт Есипов В. Е.: цена – это количество денег, на которое можно обменять единицу товара [15].

С иной точки зрения к определению цены подходит доктор экономических наук Слепов В. А. , в его понимании цена – это конкретное стабильное обозначение ценности блага, приемлемое для участников торговли – покупателей и продавцов [13].

Цена – это сильная экономическая категория. Она может активно участвовать в решении многих экономических, социальных, политических задач, поэтому и государство, и различные субъекты рынка учитывают и используют все качества цены в своих действиях. Роль цены, её место на микро- и макроуровнях проявляется через её функции [15]. Среди учёных нет единой точки зрения, сколько и какие функции цены можно выделить. Но среди различных мнений три функции выделяют все авторы: учётную, стимулирующую и распределительную. Чечевицина Л. Н. утверждает, что именно эти три функции цена выполняет на уровне субъекта хозяйствования [17].

В учётной функции цены отражаются общественно необходимые затраты

Похожие материалы

Информация о работе