настоящего времени на правительственном уровне, к сожалению, не урегулированы взаимоотношения по лицензионной деятельности со службами, подконтрольными Госстрою России, Госгортехнадзору, Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и МЧС России. Нами внесены соответствующие предложения по улучшению взаимодействия федеральных органов.
В целом же шаги, предпринимаемые Госстроем России в плане проведения государственной политики по лицензированию в строительстве, крайне взвешены и направлены на улучшение дел в отрасли и наведение порядка на стройках. В конечном итоге принятые законодательные и нормативные акты выступают регулирующим фактором выпуска качественной строительной продукции. Однако на наш взгляд, Госстрою России целесообразнее было бы в законодательном порядке передать полномочия по проверке строительных организаций и индивидуальных предпринимателей в части соблюдения ими лицензионных требований и условий государственному учреждению «Федеральный лицензионный центр при Госстрое России».(2)
1.3. О лицензировании отдельных
видов деятельности в инвестиционно-строительной сфере
С 15 января 2003 г. вступил в силу Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ.
Главный лейтмотив принятого закона — завершение процесса изменения прежней, нерациональной системы лицензирования, поддержка становления эффективного предпринимательства и малого бизнеса.
Необходимо отметить, что после выхода в 2001 г. Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» проделана большая работа по принятию ряда постановлений правительства и отраслевых нормативных документов. Однако ранее вышедшие законы включали в себя положения о лицензировании видов деятельности в отдельных отраслях и изменения в них не были внесены. Поэтому возникали определенные трудности в отношениях между государственными органами и различными ветвями исполнительной власти, а также субъективное толкование юридических коллизий.
Некоторыми федеральными органами предпринимались попытки вольного комментирования закона о лицензионной деятельности в своих узких интересах. Это касалось, в частности, вопросов проектирования и строительства автомобильных дорог, проектирования систем пожарной безопасности зданий и сооружений, тепловых сетей и т. д.
Сегодня с принятием указанного выше закона внесена полная ясность во взаимоотношения между органами лицензирования. Стал более понятным регламент лицензирования и для соискателей лицензий.
Остановимся на изменениях, внесенных в некоторые действующие законодательные акты и затрагивающих интересы инвестиционно-строительной сферы.
Закон РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Пункт 2 статьи 6 Закона сейчас излагается в следующей редакции: «Участники инвестиционной деятельности, выполняющие соответствующие виды работ, должны иметь лицензии или сертификаты на осуществление своей деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Основным критерием определения лицензируемых видов деятельности в строительстве являются виды работ и услуг, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба обществу, гражданам, привести к нарушению устойчивости и надежности зданий и сооружений, разрушение которых может вызвать серьезные последствия не только регионального, но и национального масштаба.
Госстроем России утвержден Состав видов работ и услуг, подлежащих лицензированию. Этот документ охватывает весь цикл проектной и строительной деятельности. Соискатели лицензий заявляют те виды работ и услуг, которые они могут выполнить с надлежащим качеством и в соответствии с действующими нормативными документами.
Закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. В новой редакции статьи 6 Закона указывается, что отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. В настоящее время лицензирование деятельности по проектированию, изысканиям и строительству зданий и сооружений, в том числе подпадающим под юрисдикцию закона о промышленной безопасности, возложено на Госстрой России (постановление Правительства РФ от 11 февраля 2002 г № 135), а лицензирование деятельности по эксплуатации и экспертизе в области промышленной безопасности — на Госгортехнадзор России (постановление Правительства РФ от 4 июня 2002 г. № 382).
Учитывая специфику работ с повышенной опасностью, процедуру лицензирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, намеренных осуществлять работы на объектах, относящихся к закону о промышленной безопасности, Пермский филиал Федерального лицензионного центра при Госстрое России начинает после получения положительного экспертного заключения от Управления Западно-Уральского округа Госгортех-надзора России.
Закон «Об архитектурной деятельности» от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ и Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 г. Из указанного Закона исключены лицензирование архитектурной деятельности и создание лицензионных архитектурных органов. При этом следует подчеркнуть, что лицензирование по проектированию зданий и сооружений, в том числе архитектурному, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21 марта 2002 г. № 174 «О лицензировании в области проектирования и строительства» сохранено за Госстроем России. Отменено требование обязательного назначения на должность руководителя управления (комитета) архитектуры и градостроительства специалиста, имеющего только архитектурное образование.
Аналогично статьей 26 Градостроительного кодекса отменено право
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.