Введение
Важную роль в обеспечении повышения эффективности производства играет экономический анализ производственно-хозяйственной деятельности предприятия, являющийся составной частью экономических методов управления. Анализ является базой планирования, средством оценки качества планирования и выполнения плана.
Предметом экономического анализа является производственно-хозяйственная деятельность предприятий.Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производственно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигнутых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности хозяйствования.
1.Исходные данные
Род груза |
Грузооборот , тыс. т |
Доходные ставки , руб/т |
||||||||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Песок |
88 |
54 |
285 |
147 |
158 |
78 |
76,5 |
94,0 |
125,5 |
123,5 |
129,0 |
45,0 |
Уголь |
104 |
55 |
27 |
142 |
120 |
123 |
60,5 |
74,3 |
99,0 |
97,5 |
102,0 |
35,7 |
Щебень |
2395 |
2004 |
1564 |
2269 |
2422 |
2159 |
40,2 |
49,5 |
66,0 |
65,0 |
68,0 |
23,8 |
Шлак |
120 |
72 |
63 |
66 |
104 |
160 |
80,4 |
99,0 |
132,0 |
130,0 |
136,0 |
48,0 |
Осталь- ные грузы* |
137 |
136 |
167 |
104 |
111 |
125 |
216 |
265 |
350 |
345 |
365 |
128 |
ВСЕГО грузов |
2844 |
2321 |
2106 |
2728 |
2915 |
2645 |
473,6 |
581,8 |
772,5 |
761 |
800 |
280,5 |
Таблица 1.1
Динамика грузооборота и средних доходных ставок по родам груза
*ЖБИ , кирпич, цемент , лес, трубы, прочие грузы
Таблица 1.2
Распределение грузооборота порта по месяцам , тыс.т
Месяц |
Год |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Май |
776 |
673 |
611 |
622 |
767 |
827 |
Июнь |
617 |
545 |
442 |
682 |
694 |
508 |
Июль |
569 |
395 |
386 |
521 |
472 |
470 |
Август |
427 |
279 |
307 |
341 |
320 |
445 |
Сентябрь |
330 |
232 |
238 |
366 |
420 |
275 |
Октябрь |
125 |
197 |
122 |
196 |
242 |
120 |
ВСЕГО ГРУЗОВ |
2844 |
2321 |
2106 |
2728 |
2915 |
2645 |
Таблица 1.3
Удельные прямые расходы по родам грузов , руб./т
Род груза |
Год |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Песок |
55,8 |
64,9 |
81,6 |
90,2 |
91,6 |
30,6 |
Уголь |
48,4 |
56,5 |
69,3 |
71,2 |
76,5 |
22,5 |
Щебень |
32,2 |
40,0 |
48,5 |
45,0 |
50,0 |
15,8 |
Шлак |
60,8 |
70,3 |
95,0 |
98,8 |
103,4 |
33,6 |
Остальные Грузы |
182,3 |
197,0 |
202,5 |
194,2 |
201,7 |
83,8 |
Всего грузов |
379,5 |
428,7 |
496,9 |
499,4 |
523,2 |
186,3 |
Таблица 1.4
Динамика основных показателей
Показатель |
Единица измерения |
Год |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
||
Грузооборот порта |
тыс.т |
2844 |
2321 |
2106 |
2728 |
2915 |
2645 |
Среднегодовая стоимость ОПФ: полная |
млн.руб |
503,0 |
541,2 |
882,0 |
773,6 |
884,0 |
258,0 |
-остаточная |
млн.руб |
156,0 |
178,0 |
238,1 |
201,1 |
221,0 |
85,1 |
Среднегодовая стоимость ОС |
тыс.руб |
65,5 |
96,1 |
166,7 |
136,7 |
176,8 |
31,5 |
Сумма доходов по ПРР |
тыс.руб |
251977 |
82965,3 |
||||
Эксплуатационные общие расходы По ПРР |
тыс.руб |
||||||
-прямые |
тыс.руб |
||||||
Коэффициент распределяемых расходов |
- |
1,356 |
1,359 |
1,309 |
1,335 |
1,320 |
1,466 |
Среднесписочная численность работников |
тыс.руб/ чел-мес |
435 |
411 |
402 |
413 |
425 |
467 |
Средняя заработная плата |
тыс.руб |
||||||
Фонд заработной платы |
тыс.руб |
27040 |
22589 |
25567 |
31642 |
36210 |
20455 |
Прибыль от продаж |
тыс.руб |
2. Анализ динамики и структуры грузооборота на ПРР
Грузооборот- основной условно-натуральный экономический показатель продукции транспорта как особой отрасли материального производства. Представляет собой произведение количества перевезённого груза (в т) и расстояния перевозки (в км).
Динамика-состояние движения, ход развития, изменение какого-либо явления под влиянием действующих на него факторов.
2.1 Построить столбиковые диаграммы динамики грузооборота за 6 лет по всем видам грузов исходя из таблицы 1.1
Род груза |
Грузооборот , тыс. т |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Песок |
88 |
54 |
285 |
147 |
158 |
78 |
Уголь |
104 |
55 |
27 |
142 |
120 |
123 |
Щебень |
2395 |
2004 |
1564 |
2269 |
2422 |
2159 |
Шлак |
120 |
72 |
63 |
66 |
104 |
160 |
Осталь- ные грузы* |
137 |
136 |
167 |
104 |
111 |
125 |
ВСЕГО грузов |
2844 |
2321 |
2106 |
2728 |
2915 |
2645 |
Из диаграммы видно , что происходит снижение грузооборота с 2005 года по 2007 год , а именно грузооборот упал на 738 тыс.т, но уже в 2008 году грузооборот вырос на 622 тыс.т по сравнению с 2007 г. в 2009 г. на 809 тыс.т по сравнению с 2007.
2.2 Построить линейный график динамики грузооборота по месяцам исходя из таблицы 1.2
Месяц |
Год |
|||||
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
|
Май |
776 |
673 |
611 |
622 |
767 |
827 |
Июнь |
617 |
545 |
442 |
682 |
694 |
508 |
Июль |
569 |
395 |
386 |
521 |
472 |
470 |
Август |
427 |
279 |
307 |
341 |
320 |
445 |
Сентябрь |
330 |
232 |
238 |
366 |
420 |
275 |
Октябрь |
125 |
197 |
122 |
196 |
242 |
120 |
ВСЕГО ГРУЗОВ |
2844 |
2321 |
2106 |
2728 |
2915 |
2645 |
Рассмотрим динамику грузооборота на примере 2009 ( базовый) и 2010 (отчетный) годах.
Количество перевозимого груза в 2010 году по месяцам меньше , чем в 2009 году. Скорее всего это связанно с экономическим кризисом в РФ , что привело к банкротству многие предприятия как потребителей какого либо товара , а также предприятия поставляющих этот товар т.е. перевозчиков. Нехватка транспортных средств привело к снижению грузооборота.
Так же можно определить грузооборот по среднемесячным темпам роста/снижения и прироста грузооборота .
2.3. Рассчитать среднемесячные темпы роста/снижения и прироста грузооборота за 2009 и 2010 год. Те же показатели определить по восходящей и нисходящей ветвям графика.
Темпы роста/снижения грузооборота рассчитываются по следующей формуле:
Тр/с = ГО1 / ГО0 где Тр/с - темпы роста/снижения грузооборота;
ГО1 и ГО0 – соответственно грузооборот отчетного года и грузооборот базисного года.
Рассчитаем темп роста/снижения грузооборота за 2009 год.
Тр/с = ГО1 /ГО0 =242/76731,5%
Рассчитываем темп роста/снижения за 2010 год
Тр/с = ГО1 /ГО0 =120/827100%=14,5%
Рассчитаем темпы прироста грузооборота (Тпр) за 2009 и 2010 года по следующей формуле:
Тпр = Тр/с – 100%
Темп прироста за 2009 год : Тпр=31,5-100= - 68,5 %
Темп прироста за 2010 год : Тпр=14,5-100= - 85,5%
2.4. Найти абсолютное значение 1 % прироста грузооборота по всем видам груза в 2010 году.
Абсолютное значение 1 % прироста вычисляется по формуле:
A = ,
Где: - отклонение грузооборота ( + ; -)
Тпр- темп прироста
Исходя из таблицы 1.1 определим 1% прироста грузооборота.
Род груза |
Грузооборот , тыс. т |
|
2009 |
2010 |
|
Песок |
158 |
78 |
Уголь |
120 |
123 |
Щебень |
2422 |
2159 |
Шлак |
104 |
160 |
Осталь- ные грузы* |
111 |
125 |
ВСЕГО грузов |
2915 |
2645 |
Определяем для песка:
∆= y1 – y0 = 78-158= - 80 тыс.т
Тпр = (y1 / y0 – 1) * 100%= (78/158-1)100% = - 50,6 %
А= -80/ -50,6=1,6 тыс.т
Аналогично определяем для остальных видов груза.
Уголь:
∆= y1 – y0 =123-120=3 тыс.т
Тпр = (y1 / y0 – 1) * 100%=(123/120 – 1)100 % =2,5 %
А = 3/2,5=1,2 тыс.т
Щебень:
∆= y1 – y0 =2159-2422=-263 тыс.т
Тпр = (y1 / y0 – 1) * 100%=(2159/2422-1)100%=-10,8 %
А= -263/-10,8=252,2 тыс.т
Шлак:
∆= y1 – y0 =160-104=56 тыс.т
Тпр = (y1 / y0 – 1) * 100%=(160/104-1)100 %=53,8 %
А = 56/53,8=1,0 тыс.т
Остальные грузы:
∆= y1 – y0 =125-111=14 тыс.т
Тпр = (y1 / y0 – 1) * 100%=(125/111 – 1)100 %=12,6 %
А = 14/12,6=1,1 тыс.т
Для удобства занесем все вычисления в табличную форму , для сравнения определим абсолютное значение 1 % прироста грузооборота за 2009 год.
Род груза |
Абсолютное значение 1% прироста за ( тыс.т) |
|
2009 |
2010 |
|
Песок |
1,5 |
1,6 |
Уголь |
1,4 |
1,2 |
Щебень |
22,8 |
252,2 |
Шлак |
0,6 |
1,0 |
Остальные грузы |
1,0 |
1,1 |
Построим график абсолютное значение 1 % грузооборота за 2009 и 2010 года
Так как прирост грузооборота это увеличения объема грузов за определенный период . Проведем анализ по нашим данным и выясним прирост какого именно груза состоялся в 2010 году .
Из графика видно , что в целом значение 1 % прироста за 2009 год и 2010 год практически не меняется , за исключением того , что в 2010 году грузооборот по щебню значительно вырос по сравнению с 2009 , а именно на + 229,4 тыс.т это связанно со строительством в нижнем при Ангарье таких крупных промышленных объектов , как, Богучанский ЦБК, Богучанская ГЭС, Алюминиевый завод , для строительства дорог. Также большие запасы щебня потребляет Ванкорнефть отсыпая дороги
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.