Если учесть, что пропускная способность стапелей, как правило, определяет производственную мощность судостроительного завода, то станет очевидным преимущество блочного метода постройки судов, несмотря на отдельные его недостатки, такие как повышенный расход металла на оснастку для стапельной сборки судов и др. При секционной и блочной постройке разбивку корпуса судна на строительные районы и блоки выполняют, как правило, без строгого учета функциональной законченности размещаемого в них оборудования. Механомонтажные работы производят только после достижения определенной степени готовности строительных районов и блоков корпуса, удлиняя тем самым стапельный период постройки судна. Модульно-агрегатный метод проектирования и постройки серийных судов коренным образом изменяет сущность организации работ по их проектированию и постройке. Он требует выполнения разбивки судна на строительные районы и блок-модули со строгим учетом функциональной законченности размещаемых в них комплексов оборудования, установок и систем; вызывает необходимость применения более совершенного метода объемного проектирования крупных агрегатов и блоков судового оборудования. Требует обеспечения условий собираемости судового оборудования, т. е. возможности сборки узлов и деталей с сопрягаемыми деталями и узлами другого оборудования с минимальным объемом пригоночных работ и соблюдением требований собираемости конструкций; требует выполнения компоновки крупных агрегатов и блоков по функциональному и зональному (территориальному) признакам с включением в них всего оборудования, трубопроводов и местных кабельных сетей, расположенных по определенной площади (зоне) судового помещения. Дает возможность осуществления параллельной и независимой от постройки судна сборки крупногабаритных агрегатов и блоков в специализированных цехах в наиболее благоприятных условиях; позволяет существенно повысить производительность труда и значительно сократить цикл постройки судна.
Представлен график сравнительной продолжительности постройки серийного судна модульно-агрегатным и блочным методами: при первом методе стапельный период постройки сокращается примерно на 22%. Независимо от метода постройки корпус судна на построечном месте формируется пирамидальным, островным или блочным способами. При пирамидальном и островном способах корпус судна формируется из секций, узлов и забойных деталей, подаваемых россыпью; при блочном и модульно-агрегатном методах - из блоков и блок-модулей. Разбивка корпуса на секции, блоки и блок-модули производится исходя из особенностей конструкции судна, принятой технологии и технических возможностей завода-строителя с учетом обеспечения требований принятого метода постройки судна. При пирамидальном способе по длине корпуса устанавливают, закрепляют и сваривают первую, вторую и третью днищевые секции первой пирамиды (строительного района). Затем устанавливают секции бортов, переборок, палуб и производят сварку. В процессе сварки секций первой пирамиды осуществляется сборка второй пирамиды и т. д. Такой способ сборки несколько сдерживает его формирование по длине и форсирует рост по высоте. Этим предотвращается появление общих сварочных деформаций корпуса. Когда требуется максимальное ускорение постройки крупных судов путем расширения фронта работ, применяется островной способ формирования корпуса. При этом секции устанавливают и сваривают одновременно в нескольких районах ("островах") по длине корпуса. При двухостровном формировании корпуса сборка и сварка "островов" ведется в направлениях; забойных элементов между островами не требуется. Для сокращения цикла постройки судна сборка и сварка "островов" производится в направлениях; в этом случае требуется установка забойных элементов в районе монтажного стыка "островов".
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.