Пособие к строительным нормам республики Беларусь. Проектирование дорожных одежд нежесткого типа

Страницы работы

27 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

проектировании земляного полотна необходимо учитывать:

— категорию дороги;

— тип дорожной одежды;

— высоту насыпи и глубину выемки;

— свойства грунтов, используемых в верхней части земляного полотна;

— природные условия района строительства и особенно инженерно-геологические условия;

— опыт эксплуатации дорог в данном районе, исходя из обеспечения требуемых прочности, устойчивости и стабильности как самого земляного полотна, так и дорожной одежды при наименьших затратах на стадиях строительства и эксплуатации, а также при максимальном сохранении ценных земель и наименьшем ущербе окружающей природной среды.

ПОСОБИЕ 3.03.01-96 к СНиП 2.05.02-85

5.2 Для обеспечения надежной работы дорожной конструкции на стадии проектирования следует предусмотреть безотказную работу земляного полотна на весь срок службы дороги, учитывая стадийность усиления дорожной одежды и использование существующего полотна при реконструкции дороги.

Недопустимые деформации (отказ) земляного полотна под проезжей частью дороги наступают в результате переувлажнения грунтов, потери ими несущей способности весной, что приводит к разрушению дорожной одежды. (дополнение)

5.3 Разнообразие природных условий при проектировании дорог учитывают с помощью дифференцированных по дорожно-климатическим районам расчетных значений модулей упругости грунтов земляного полотна.

Территория республики разделена на три дорожно-климатических района, характеризующихся общими признаками (климатом, грунтами, геологией, гидрологией, рельефом и растительностью). Карта районирования Беларуси и основные сведения о природно-климатических и грунтово-гидрологических условиях республики приведены в приложении А.

5.4 При проектировании земляного полотна необходимо вывести зону промерзания грунтов из зоны капиллярного увлажнения за счет возвышения поверхности покрытия над расчетным уровнем грунтовых вод в соответствии с таблицей 21 СНиП 2.05.02. За расчетный уровень грунтовых вод следует принимать максимальный возможный уровень за период между капитальными ремонтами. Если по грунтово-гидрологическим условиям или технико-экономическим показателям целесообразно снизить требование по возвышению поверхности покрытия, то следует предусмотреть специальные мероприятия по понижению уровня грунтовых вод или защиты верхней части земляного полотна от избыточного увлажнения.

5.5  Расчетный уровень грунтовых вод по данным разовых измерений его величины в период изыскания дороги определяют на основе статистического метода, который позволяет учесть климатические и грунтово-гидрологические условия района строительства дороги.

Статистический метод определения расчетного уровня грунтовых вод и пример расчета приведены в приложении Б.

5.6 На стадии проектирования, особенно при возведении земляного полотна из пучинистых грунтов, необходимо предусмотреть мероприятия, позволяющие существенно уменьшить приток поверхностных вод в основание дорожной одежды и грунты земляного полотна: изоляция обочин устройством асфальтобетонного покрытия или гидроизолирующих слоев и прослоек, обеспечение требуемого поперечного уклона обочин, устройство лотков вдоль проезжей части и высокоэффективных дренажных систем под обочинами.

5.7 При конструировании дорожной одежды необходимо руководствоваться следующими принципами:

а) тип покрытия, конструкция одежды в целом должны удовлетворять транспортно-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к дороге соответствующей категории, и ожидаемым в перспективе составу и интенсивности движения;

б) конструкция одежды должна учитывать местные природные и грунтово-гидрологические условия, обеспечивать эффективное осушение и морозоустойчивость;

в) при выборе материалов для устройства конструктивных слоев следует стремиться к широкому применению местных материалов и отходов промышленного производства с предварительной переработкой или укреплением их;

г) материалоемкость и энергоемкость конструкции дорожной одежды должна быть минимальна, при этом следует обеспечивать технологичность, максимальную механизацию и индустриализацию дорожно-строительного производства;

д) при назначении конструкции дорожной одежды следует учитывать региональный опыт строительства и эксплуатации дорог в конкретном районе Республики Беларусь, однако при этом необходимо стремиться к широкому применению новых конструктивных и технологических решений, материалов, прошедших опытную проверку.

5.8 При назначении типов покрытия следует учитывать рекомендации настоящего

Пособия, СНиП 2.05.02 и СТБ 1033.

ПОСОБИЕ 3.03.01-96 к СНиП 2.05.02-85

Для устройства покрытий дорог III...IV категорий возможно применение холодного асфальтобетона, в том числе с использованием битумных эмульсий, влажных органоминеральных смесей, мaтeриалов и грунтов на основе комплексных вяжущих материалов, позволяющих снизить расход битума.

5.9 В качестве оснований для дорог I и II категорий необходимо применять каменные материалы и грунты, укрепленные цементом, отходами и побочными продуктами промышленности, обладающие  вяжущими свойствами, I класса  прочности,  тощий  бетон,  а  также слои из каменных материалов с пропиткой цементопесчаной смесью.

На дорогах более низких категорий следует широко использовать местные материалы, отходы и побочные продукты промышленности, к которым следует отнести шлаки, имеющие распространение по всей республике, доломитовые материалы месторождения "Руба" (Витебская область), золы-уноса, цементную пыль, фосфогипс, молотые шлаки, обладающие вяжущими свойствами.

5.10 В процессе конструирования дорожной одежды необходимо определить из каких грунтов (местных или привозных) целесообразно сооружать земляное полото на проектируемом участке дороги. При этом предпочтение следует отдавать водо- и морозоустойчивым грунтам при соответствующем технико-экономическом обосновании. В случае, когда по экономическим соображениям целесообразно применять пучинистые и чрезмерно пучинистые грунты, необходимо предусмотреть слои, обеспечивающие эффективное осушение и морозоустойчивость проектируемой конструкции. Для устройства дренирующего слоя предпочтение следует отдавать каменным материалам и пескам, обладающим хорошими фильтрационными свойствами. При отсутствии местных песков и большой дальности их возки

Похожие материалы

Информация о работе