8 Расчет элементов отгона виража
Условие устойчивости автомобиля, движущегося по внешней стороне проезжей части менее благоприятны по сравнению с движением по внутренней стороне, влияет действие внешних сил. Они оказывают на автомобиль опрокидывающие и сдвигающие (занос) воздействия.
На кривых в плане с радиусом менее 2000м следует предусматривать устройство проезжей части с односкатным поперечным профилем (виражей) исходя из условий обеспечения безопасности движения автомобилей с наибольшими скоростями при данных радиусах кривых.
Переходные кривые назначаются для плавного нарастания центробежной силы. Виражи уменьшают поперечную силу, улучшая условия движения на кривых, повышают устойчивость автомобиля. Уширения проезжей части обеспечивают безопасность движения автомобиля на кривой.
На проектируемом участке на второй кривой с R= 700м предусмотрено устройство виража с переходными кривыми и уширением внутренней стороны проезжей части за счет обочины.
Для повышения устойчивости автомобиля и уравновесить действующие на него силы на внешней стороне кривой устраивают односкатный поперечный профиль – вираж с уклоном к центру кривой. Он состоит из трех основных элементов: отгона виража; виража; поперечного уклона виража.
Поперечный уклон виража зависит от радиуса кривой, а значительные уклоны чаще назначаются у малых радиусов. Уклон виража принимается для районов с частым гололедом и туманом равным iв=40 ‰. Поперечный уклон обочин на вираже следует принимать одинаковым с уклоном проезжей части дороги. Переход от двускатного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на протяжении переходной кривой. Переход от нормального уклона обочин при двускатном профиле к уклону проезжей части следует производить на протяжении 10 м до начала отгона виража.
Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному уклону на участках отгона виража не должен превышать 10 ‰.
Отгон виража – это переход от двухскатного профиля к односкатному на участке переходных кривых. Он осуществляется в три основных этапа:
1 этап – за 10 м до начала переходной кривой (НПК) уклон внешней обочины выравнивается с склоном проезжей части;
2 этап – внешняя половина проезжей части вращается вокруг оси дороги до достижения односкатного профиля с уклоном проезжей части;
3 этап – вращение всей проезжей части вокруг оси дороги (при iв> iпч) до необходимого уклона проезжей части на вираже.
Рисунок 8.1 Схема отгона виража.
Расчет виража на ВУ 2
Данные для расчета виража приведены в таблице 8.1
Таблица 8.1
Наименование показателя |
Значение |
Радиус кривой R,м |
1500 |
Ширина земляного полотна B, м |
12 |
Ширина проезжей части b, м |
7 |
Ширина обочины с,м |
2,5 |
Уклон проезжей части iпч, ‰ |
20 |
Уклон обочины iоб, ‰ |
40 |
Уклон виража iв, ‰ |
40 |
По характерным поперечникам начала переходной кривой определяется дополнительный уклон наружной кромки проезжей части по отношению к проектному уклону на участке отгона виража по формуле
=3‰ (5,1)
Определяем длину участка с дополнительным продольным уклоном по формуле
(5,2)
Длина его не должна быть слишком короткой, так как в этом случае при движении автомобиля с большей скоростью по дороге с меняющимся поперечным профилем возникает неприятное для пассажира боковое раскачивание автомобиля. Минимальную необходимую длину отгона виража, которая не должна быть меньше длины переходной кривой определяют исходя из дополнительного уклона, возникающего у внешней кромки проезжей части в результате ее поднятия при устройстве виражей.
Переход от двухскатного поперечного профиля к односкатному на вираже и отгон уширения проезжей части дороги производится пропорционально на всем протяжении переходной кривой. Разбивается вся длина переходной кривой L=150м на участки по 10м.
Поперечный уклон в любом сечении участка x определяется по формуле:
, ‰ (5,3)
На остальных участках переходной кривой l=L-xотгон виража и уширение производится пропорционально его длине. Поперечный клон в любом участке сечении равен ln и определяется по формуле:
,‰ (5,4)
При расчетах знак «-« показывает на направление уклона в сторону, противоположную виражу.
Расстояние от начала отгона до поперечника, где уклон равен 0, находится по формуле:
, м (5,5)
Расстояние от начала отгона виража до односкатного профиля с уклоном, равному уклону при двухскатном профиле определяется по формуле:
,м (5,6)
Данные расчетов используют при определении превышений кромок и бровок относительно оси дороги, уклоны принимают в расчет в тысячных долях.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.