3. УПРАВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖАМИ В ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1. Анализ платежей в целевые фонды денежных средств в системе комплексной оценки налоговой нагрузки организации
В условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои расходы, к которым в частности относятся и налоговые платежи. Налоговое законодательство позволяет сделать это законными способами, путем использования льгот и освобождений. Для этого в организации должна проводится последовательная налоговая политика, для формирования которой необходимо изучать состав, структуру и динамику налогов, уплачиваемых организацией, динамику уровня налоговой нагрузки, а также внимательно следить за изменениями налогового законодательства.
Налоговой нагрузкой на уровне хозяйствующего субъекта считается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. По мнению Т.П. Винокуровой «тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя» [15, с. 21].
Основными факторами, влияющими на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта, являются: элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения; льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика; основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов; уровень развития соответствующей страны и характер государственных расходов и другие.
Таким образом, можно говорить о том, что тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер. Для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы. В экономической литературе выделяют следующие показатели, которые можно использовать для исчисления налоговой нагрузки: прибыль; добавленная стоимость; вновь созданная стоимость; выручка от реализации; оплата.
Наиболее эффективным является использование показателя налоговых доходов-брутто, то есть сформированный по правилам налогового учета, включающий как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, увеличенные на сумму косвенных налогов. Применение такого подхода позволит рассчитать, сколько же налогов уплачено в бюджет и целевые бюджетные фонды при продвижении товара, работы, услуги к конечному потребителю.
Для изучения состава налогов, уплачиваемых УП «», воспользуемся данными, представленными в таблице 3.1.
Из таблицы 3.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре уплачиваемых УП «» налогов и сборов занимает налог на добавленную стоимость. Несмотря на некоторое снижение в 2008 году доли НДС в общей сумме платежей в бюджет (на 6,35 п.п. по сравнению с 2006 годом), данный налог остается основным фактором формирования налогового бремени организации.
Сумма сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в 2008 году увеличилась на 36% по сравнению с 2007 годом.
Отчисления в инновационный фонд занимают незначительную долю в общей сумме уплачиваемых налогов и в 2008 году их доля составила 0,55%, что на 0,12 п.п. больше, чем в 2007 году.
Таблица 3.1
Динамика и структура уплачиваемых налогов и сборов УП «» за 2006-2008 гг.
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Отклонения по уд. весу в 2008 году(+;-) |
Темп роста в 2008 году, % |
|||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
от 2006 года |
от 2007 года |
к 2006 году |
к 2007 году |
|
Уплаченные налоги всего |
10422,4 |
100 |
11590,99 |
100 |
13563,01 |
100 |
- |
- |
130,13 |
117,01 |
из них |
||||||||||
Налог на недвижимость |
49 |
0,47 |
61 |
0,52 |
77 |
0,56 |
0,09 |
0,04 |
157,14 |
126,23 |
Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки |
72,4 |
0,69 |
87,5 |
0,75 |
119 |
0,87 |
0,18 |
0,12 |
164,36 |
136,00 |
Налог на добавленную стоимость |
6814 |
64,77 |
6918 |
59,03 |
8012 |
58,42 |
-6,35 |
-0,61 |
117,58 |
115,81 |
Отчисления в Фонд социальной защиты населения |
2391 |
22,73 |
3137 |
26,77 |
3794 |
27,66 |
4,93 |
0,89 |
158,68 |
120,94 |
Земельный налог |
44 |
0,42 |
42 |
0,36 |
59 |
0,43 |
0,01 |
0,07 |
134,09 |
140,48 |
Экологический налог |
48 |
0,46 |
49 |
0,42 |
48 |
0,35 |
-0,11 |
-0,07 |
100,00 |
97,96 |
Отчисления в инновационный фонд |
46,7 |
0,44 |
51,4 |
0,43 |
75,9 |
0,55 |
0,11 |
0,12 |
162,5 |
147,7 |
Таможенные пошлины и сборы: |
||||||||||
вывозные |
98 |
0,93 |
117 |
1,00 |
11 |
0,08 |
-0,85 |
-0,92 |
11,22 |
9,40 |
ввозные |
214 |
2,03 |
380 |
3,24 |
449 |
3,27 |
1,24 |
0,03 |
209,81 |
118,16 |
Местные налоги и сборы |
144 |
1,37 |
179 |
1,53 |
228 |
1,66 |
0,29 |
0,13 |
158,33 |
127,37 |
Окончание табл. 3.1 |
||||||||||
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Отклонения по уд. весу в 2008 году(+;-) |
Темп роста в 2008 году, % |
|||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
от 2006 года |
от 2007 года |
к 2006 году |
к 2007 году |
|
Налог на прибыль |
501,3 |
4,77 |
569,09 |
4,86 |
690,11 |
5,03 |
0,26 |
0,17 |
137,66 |
121,27 |
Источник − собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической литературы и материалов деятельности организации УП «». Приложения 10, 11, 12.
Другими по значимости отчислениями в бюджет являются взносы в фонд социальной защиты населения, по которым наблюдается тенденция роста удельного веса в структуре всех налогов (с 22,73% в 2006 году до 27,66% в 2008 году). Рост уплаченных взносов в ФСЗН обусловлен соответствующим ростом фонда заработной платы, который имел место в течение анализируемого периода.
Обращает на себя внимание увеличение удельного веса суммы сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (с 0,69% в 2006 году до 0,87% в 2008 году), обусловленный ростом налогооблагаемой базы – выручки от реализации продукции. Следует также отметить увеличение в 2008 году доли местных целевых сборов (на 0,29 п.п.) по сравнению с 2006 годом.
Из других налоговых платежей следует отметить уверенный рост уплаченных ввозных таможенных пошлин, сумма которых достигла в 2008 году 499 млн р. или 3,27% от суммы всех налогов и сборов.
Анализ структуры и динамики налогов и сборов по источникам уплаты
УП «» представлен в таблице 3.2.
Таблица 3.2
Структура налогов и сборов УП «»
по источникам уплаты за 2006–2008гг.
Показатели |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
Отклонение (+;-) |
||||
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, % |
сумма, млн р. |
уд. вес, п.п. |
|
Налоги из выручки |
7198,4 |
69,1 |
7502,5 |
64,7 |
8591,0 |
63,3 |
1088,5 |
- 1,4 |
Налоги, включаемые в себестоимость |
2529,7 |
24,2 |
3279,4 |
28,3 |
3976,9 |
29,3 |
697,5 |
1 |
Налоги из прибыли |
694,3 |
6,7 |
809,09 |
7 |
995,1 |
7,4 |
186 |
0,4 |
Итого: |
10422,4 |
100,0 |
11590,99 |
100,0 |
13563 |
100,0 |
1972 |
- |
Источник − собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической литературы и материалов деятельности организации УП «». Приложения 10, 11, 12.
На основании данных таблицы 3.2, можно сделать вывод, что налоги, уплачиваемые из выручки увеличились в 2008 году на 1088,5 млн.р по сравнению с 2007 годом. Налоги, включаемые в себестоимость увеличились в 2008 году
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.