Управление платежами в целевые фонды денежных средств и основные пути их совершенствования

Страницы работы

Фрагмент текста работы

3. УПРАВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖАМИ В ЦЕЛЕВЫЕ ФОНДЫ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

3.1. Анализ платежей в целевые фонды денежных средств в системе комплексной оценки налоговой нагрузки организации

В условиях рыночной конкуренции организации стремятся сократить свои расходы, к которым в частности относятся и налоговые платежи. Налоговое законодательство позволяет сделать это законными способами, путем использования льгот и  освобождений. Для этого в организации должна проводится последовательная налоговая политика, для формирования которой необходимо изучать состав, структуру и динамику налогов, уплачиваемых организацией, динамику уровня налоговой нагрузки, а также внимательно следить за изменениями налогового законодательства.

Налоговой нагрузкой на уровне хозяйствующего субъекта считается относительный показатель, характеризующий долю начисленных налогов в брутто-доходах, рассчитанных с учетом требований налогового законодательства по формированию различных элементов налога. По мнению Т.П. Винокуровой «тяжесть налогообложения учитывает не только налоговое бремя, но и прочие косвенные факторы, снижающие или повышающие налоговое бремя» [15, с. 21].

Основными факторами, влияющими на размер налогового бремени хозяйствующего субъекта, являются: элементы договорной и учетной политики для целей налогообложения; льготы и освобождения, в том числе от исполнения обязанностей налогоплательщика; основные направления развития бюджетной, налоговой и инвестиционной политики государства, влияющие напрямую на элементы налогов; уровень развития соответствующей страны и характер государственных расходов и другие.

Таким образом, можно говорить о том, что тяжесть налогового бремени для каждого хозяйствующего субъекта носит индивидуальный характер. Для ее определения необходимо учитывать не только экономические, но и политические факторы. В экономической литературе выделяют следующие показатели, которые можно использовать для исчисления налоговой нагрузки: прибыль; добавленная стоимость; вновь созданная стоимость; выручка от реализации; оплата.

Наиболее эффективным является использование показателя налоговых доходов-брутто, то есть сформированный по правилам налогового учета, включающий как выручку от реализации, так и внереализационные доходы, увеличенные на сумму косвенных налогов. Применение такого подхода позволит рассчитать, сколько же налогов уплачено в бюджет и целевые бюджетные фонды при продвижении товара, работы, услуги к конечному потребителю.

Для изучения состава налогов, уплачиваемых УП «», воспользуемся данными, представленными в таблице 3.1.

Из таблицы 3.1 видно, что наибольший удельный вес в структуре уплачиваемых УП «» налогов и сборов занимает налог на добавленную стоимость. Несмотря на некоторое снижение в 2008 году доли НДС в общей сумме платежей в бюджет (на 6,35 п.п. по сравнению с 2006 годом), данный налог остается основным фактором формирования налогового бремени организации.

Сумма сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки в 2008 году увеличилась на 36% по сравнению с 2007 годом.

Отчисления в инновационный фонд занимают незначительную долю в общей сумме уплачиваемых налогов и в 2008 году их доля составила 0,55%, что на 0,12 п.п. больше, чем в 2007 году.


Таблица 3.1

Динамика  и структура уплачиваемых налогов и сборов УП «» за 2006-2008 гг.

Наименование

показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонения по уд.

 весу в 2008 году(+;-)

Темп роста в 2008

 году, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

от 2006 года

от 2007 года

к 2006 году

к 2007 году

Уплаченные налоги всего

10422,4

100

11590,99

100

13563,01

100

-

-

130,13

117,01

из них

Налог на недвижимость

49

0,47

61

0,52

77

0,56

0,09

0,04

157,14

126,23

Сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки

72,4

0,69

87,5

0,75

119

0,87

0,18

0,12

164,36

136,00

Налог на добавленную стоимость

6814

64,77

6918

59,03

8012

58,42

-6,35

-0,61

117,58

115,81

Отчисления в Фонд социальной защиты населения

2391

22,73

3137

26,77

3794

27,66

4,93

0,89

158,68

120,94

Земельный налог

44

0,42

42

0,36

59

0,43

0,01

0,07

134,09

140,48

Экологический налог

48

0,46

49

0,42

48

0,35

-0,11

-0,07

100,00

97,96

Отчисления в инновационный фонд

46,7

0,44

51,4

0,43

75,9

0,55

0,11

0,12

162,5

147,7

Таможенные пошлины и сборы:

вывозные

98

0,93

117

1,00

11

0,08

-0,85

-0,92

11,22

9,40

ввозные

214

2,03

380

3,24

449

3,27

1,24

0,03

209,81

118,16

Местные налоги и сборы

144

1,37

179

1,53

228

1,66

0,29

0,13

158,33

127,37

Окончание табл. 3.1

Наименование

показателя

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонения по уд.

 весу в 2008 году(+;-)

Темп роста в 2008

 году, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

сумма, млн р.

уд. вес, %

от 2006 года

от 2007 года

к 2006 году

к 2007 году

Налог на прибыль

501,3

4,77

569,09

4,86

690,11

5,03

0,26

0,17

137,66

121,27

Источник − собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической литературы и материалов деятельности организации УП «». Приложения 10, 11, 12.


Другими по значимости отчислениями в бюджет являются взносы в фонд социальной защиты населения, по которым наблюдается тенденция роста удельного веса в структуре всех налогов (с 22,73% в 2006 году до 27,66% в 2008 году). Рост уплаченных взносов в ФСЗН обусловлен соответствующим ростом фонда заработной платы, который имел место в течение анализируемого периода.

Обращает на себя внимание увеличение удельного веса суммы сбора в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки (с 0,69% в 2006 году до 0,87% в 2008 году), обусловленный ростом налогооблагаемой базы – выручки от реализации продукции. Следует также отметить увеличение в 2008 году доли местных целевых сборов (на 0,29 п.п.) по сравнению с 2006 годом.

Из других налоговых платежей следует отметить уверенный рост уплаченных ввозных таможенных пошлин, сумма которых достигла в 2008 году 499 млн р. или 3,27% от суммы всех налогов и сборов.

Анализ структуры и динамики налогов и сборов по источникам уплаты

УП «» представлен в таблице 3.2.      

Таблица  3.2

Структура налогов и сборов УП «»

по источникам уплаты за 2006–2008гг.

Показатели

2006 год

2007 год

2008 год

Отклонение (+;-)

сумма,

млн р.

уд. вес, %

сумма,

млн р.

уд. вес, %

сумма,

млн р.

уд. вес, %

сумма,

млн р.

уд. вес, п.п.

Налоги из выручки

7198,4

69,1

7502,5

64,7

8591,0

63,3

1088,5

- 1,4

Налоги, включаемые в себестоимость

2529,7

24,2

3279,4

28,3

3976,9

29,3

697,5

1

Налоги из прибыли

694,3

6,7

809,09

7

995,1

7,4

186

0,4

Итого:

10422,4

100,0

11590,99

100,0

13563

100,0

1972

-

Источник − собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической литературы и материалов деятельности организации УП «». Приложения 10, 11, 12.

На основании  данных таблицы 3.2, можно сделать вывод, что  налоги, уплачиваемые из выручки увеличились в 2008 году на 1088,5 млн.р по сравнению с 2007 годом.  Налоги,  включаемые в себестоимость  увеличились в 2008 году

Похожие материалы

Информация о работе